ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
79

Развитие русского шрифта в 18 веке. Сравнительные характеристики шрифтов Академии наук и Московского университета 

Рубеж XVII и XVIII веков - важная эпоха в истории русской культуры, науки и просвещения, в развитии книгопечатания.

В России впервые широко организуется печатание гражданских книг: математических, военных, по градостроительству, географических, исторических, навигационных и других.

Поначалу Петр 1 вынужден был организовать издание русских книг в Голландии. Печатать русские книги светского содержания в Амстердаме и продавать их в России Петр 1 доверил одному из первых российских негоциантов - Яну Тессингу. Тессинг, по поручению Петра, завел в Амстердаме (видимо, в 1699 году) типографию. Изданием книг в типографии Тессинга ведал поляк Илья Федорович Копиевский, или Копиевич, который в 1700 году открыл в Амстердаме собственную типографию".

Еще в 1701 году Петр реорганизует Монастырский приказ, в ведении которого находились типографии и книгопечатание. Начальником этого приказа царь назначил одного из наиболее приближенных ему лиц - Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина. Ему же было поручено управлять всеми издательскими делами и руководить государственными типографиями, в частности Печатным Двором. Под надзором Мусина-Пушкина печатались русские книги в Амстердаме. Печатанием книг (в том числе гражданских) на Печатном Дворе с 1701 года руководил Федор Поликарпович Поликарпов, известный как автор букваря (вышел в 1701 году) и трехъязычного лексикона (издан в 1704 году). 

Создание новых по содержанию гражданских книг, увеличение их числа, совершенствование техники производства книги - все это в корне изменило облик книги в петровское время.

Забота об удобочитаемости книги и простоте ее оформления характерна для всей издательской деятельности первой четверти XVIII века.

Важнейшее мероприятие этого времени - реформа кирилловского печатного полуустава в 1708 году и введение для новых изданий гражданского шрифта" 

Развитие книгопечатания в стране и создание шрифта нового типа

Петр взял в свои руки. Даже в годы Северной войны 1700 - 1721 годов во время походов, на коротких привалах Петр I находил для этого время, ибо потребность в гражданском удобочитаемом шрифте диктовалась необходимостью шире развернуть выпуск светских изданий. При Петре! было издано более 650 названий книг, из них около 400 были напечатаны вновь введенным гражданским шрифтом Материалы о происхождении и графической основе русского гражданского шрифта подробно освещены нами в специальном исследовании  Создание гражданской азбуки, как уже отмечалось, включало два процесса: разработку рисунка букв нового шрифта, что являлось главным и наиболее сложным, и воплощение этих рисунков в металле, то есть изготовление пунсонов, матриц и литер.

Как установлено по документам, рисунки букв гражданской азбуки были разработаны в два приема. Первые рисунки (тридцать две буквы) выполнены в местечке Жолква (ныне г. Нестеров) близ Львова примерно в январе 1707 года. Разработка рисунков дополнительных букв (двадцать одна буква) была начата в Могилеве в апреле-мае 1708 года и закончена, по всей вероятности, в июле. Оригиналы рисунков букв делал «чертежник и рисовальщик» Куленбах, работавший в штабе А. Д. Меншикова.

Куленбах после утверждения Петром! гражданской азбуки в 1710 году по документам 1711 года значился уже как генерал-лейтенант квартирмистр. Можно предполагать, что Куленбах выполнял функции инженера.

Ему как военному инженеру (рисовальщику и чертежнику) давались самые ответственные поручения.

Из писем Петра явствует, что Куленбах в создании гражданской азбуки был техническим исполнителем заданий Петра и что в разработке предварительных эскизов букв азбуки принимал участие сам Петр. Так, в одном из его писем, направленном в Могилев И. А. Мусину-Пушкину, между прочим, указывается: «А в присланных от Вас словах Куленбах ошибся, ибо надлежало б их таким маниром написать, каковы посланы, а оной написал таким маниром те же слова, как я дал ему в Жолкове; и для того при сем вновь посылаю образцы словам, чтоб слово в слово сим маниром написал, а не те, как я дал ему в Жолкове, только б величиною против жолковских всех трех рук» Пунсоны, матрицы и литеры первых 32 букв нового шрифта изготавливались в Амстердаме и Москве. В Москве на Печатном Дворе новый шрифт нарезали словолитцы Григорий Александров и Василий Петров под руководством словолитца Михаила Ефремова. Заказ на дополнительные литеры по рисункам букв, сделанным Куленбахом, был дан на московский Печатный Двор в июле месяце 1708 года, а в Амстердам - в августе 1708 года Московский заказ был выполнен

словолитцами Григорием Александровым и Василием Петровым в октябре 1708 года (словолитец Михаил Ефремов к этому времени умер)". Из Амстердама заказ на дополнительные буквы в трех размерах и в одном строчном начертании был получен в сентябре 1709 года Шрифтами, привезенными из Амстердама (по первому и второму заказам), набирались все издания гражданской печати начала XVII! века".

Первой книгой, напечатанной привезенным из Амстердама гражданским шрифтом, была «Геометрия славенски землемерие». С 17 февраля по 17 марта 1708 года она была напечатана тиражом 200 экземпляров.

Первопечатная «Геометрия» вышла в свет с опозданием, так как не были готовы вклейки. Этим объясняется, что в «Ведомостях» от 31 мая 1710 года в реестре книг, напечатанных гражданским шрифтом, а также в работе В. Тредиаковского на первом месте значится книга « Приклады како пишутся комплементы», фактически напечатанная после «Геометрии» в апреле 1708 года 

Несмотря на то, что в 1708 году уже выпускались издания, набранные новым шрифтом, Петр ! в течение 1708 - 1710 годов постоянно проводил многократную корректуру азбуки.

В исторической справке Московской синодальной типографии от 1908 года опубликованы сведения о том, что 18 января 1710 года Петр ! посетил Печатный Двор и одобрил оттиски азбуки. 29 января 1710 года Петр утвердил ее с исправлениями. Утвержденный экземпляр азбуки был прислан на Печатный Двор 15 февраля 1710 года Гражданская азбука была разработана в трех размерах - большом, среднем и мелком". Одновременно применялось в наборе печатных изданий выделительное начертание, так называемая капитель, поскольку для строчного алфавита большого размера нарезались отдельные прописные знаки для четырех букв: «А», «Д», «Е», «Т» (это обнаруживается уже на титульном листе «Геометрии» 1708 года) 

Реформа типографского полуустава в начале XVIII века была проведена в двух направлениях: изменение состава букв и одновременно с этим изменение графики шрифта. Важно то, что при разработке гражданской азбуки были исключены знаки ударений (в том числе придыханий), сокращений, а также введены арабские цифры вместо обозначения чисел буквами, затруднявшими арифметические действия".

Принятая еще в IX веке система письма - кириллица - наличием в ней букв для передачи шипящих и йотированных звуков обладала известными преимуществами перед западноевропeйской системой латинского письма.

Однако к началу XVIII века в русском алфавите, состоящем из 41 буквы, излишними оказались 11 - буквы, дублирующие одни и те же звуки: «фита» и «ферт», «ижица», «иже» (десятеричное, писалось с двумя точками наверху), «зело» и«земля», «он» и «омега», «ук» и «у»; буквы, которые не соответствовали звуковому составу русского языка: «кси», «пси», два «юса» («юс большой» заменял букву «у», а «юс малый» - букву «я»), и буква, обозначающая предлог «от» («омега» с надбуквенным знаком «т»). Все эти буквы имелись в букварях, в частности, в «Букваре» Поликарпова 1701 года; они были также даны для сравнения в учебных азбуках 1708 и 1710 годов (за исключением «большого юса»).

При изготовлении первого комплекта букв азбуки Петр I, очевидно, решил исключить лишние буквы: 6 букв, дублирующих одни и те же звуки («иже», «земля», «омега», «ук», «ферт», «ижица»), греческие сочетания «кси» и «пси», а также лигатуру «от». Дополнительно были введены оборотная буква «э» для более резкого ее различения с йотированной «есть»" и вместо «юса малого» новая форма буквы «я», которая встречается уже в скорописи XVII века.

Такая резкая реформа русского алфавита не могла не встретить противодействия в первую очередь со стороны духовенства, и Петр вынужден был, по-видимому, пойти на уступки. Как отмечалось выше, в июле-августе 1708 года им был дан заказ на изготовление дополнительных bукв, среди которых значились все ранее исключенные. В дополнительный заказ в Амстердам были введены буквы «иже» («и» восьмеричное), «ферт», «земля», а также «юс малый», «кси», «пси» и «ижица». В Москве, кроме того, были заказаны «юс большой», «омега» и «от».

На основе дополнительно проведенного анализа шрифтового оформления петровской книги нами было установлено, что в первой четверти XVIII века применялись в трех размерах только два вида шрифтов".

К первому виду относится шрифт, который был приведен в учебной азбуке (ок. 1708). Шрифт этот включал 32 буквы, им набирались книги гражданской печати с января 1708 года до февраля 1710 года, то есть до того времени, когда Петр! утвердил 29.I.1710 года гражданскую азбуку. В соответствии с утвержденным образцом азбуки 1710 года появился второй вид гражданского шрифта, которым печатались книги в течение не только первой четверти, но и начала тридцатых годов XVIII века.

В учебную азбуку 1710 года был введен полный комплект букв, который применялся в старой печати. Петр, судя по корректурному оттиску 1710 года, исключил из прежнего полного состава алфавита только три буквы: «омегу», «пси» и лигатуру «от».

Таким образом, второй вид шрифта включил 38 букв. Кроме этого он 

Особенности шрифта антиквы - построение букв на основе круга и квадрата, плавный контраст между основными и соединительными штрихами, характер засечек - отражены также и в русском гражданском шрифте.

Несколько больший контраст между штрихами и более тонкие засечки в гражданском шрифте по сравнению со шрифтами эпохи Возрождения можно объяснить, по-видимому, влиянием переходных видов шрифтов, которые появились уже в конце XVII века во Франции и Голландии под воздействием гравированных образцов.

То, что рукописный образец, переданный в январе 1707 года в Амстердам, а в мае того же года - на Печатный Двор трем словолитчикам, отражал характерные особенности русского гражданского письма, следует из сходства некоторых букв этого образца с буквами гражданского письма начала XVIII века .Поразительное сходство мы находим при сравнении букв «д», «ъ», «б», «ять», «ц», «щ», «л», шрифта «Геометрии», а также указанных выше азбук с буквами гражданского письма начала XVIII века.

Построение букв, соответствующих латинской основе, связано в некоторой степени с рукописным шрифтом или с гравированными образцами (см., например, построение букв «к», «р», «у», «я», «м», «с», «т»).

Оригинально построение ряда букв в гражданской азбуке. В этом отношении интересно выделить высокие буквы «ъ», «ять» и подобные им «ь», «ы», которые и придают гражданскому шрифту специфические черты. В литературе можно найти различные толкования рисунка этих букв вплоть до того, что в них видят - по-видимому, и правильно - элементы стиля барокко. В действительности же высота перечисленных букв отражает особенности гражданского письма; подобное явление встречается и в русском полууставе середины XV века и в XVI веке. Высоту указанных букв можно объяснить тем, что они часто оканчивали слово и служили как бы рубежом между словами. Тем самым высокие буквы, возможно, способствовали четкости чтения, что является естественным требованием к шрифту начала XVIII века. В связи с этим любопытно одно замечание В. Тредиаковского: «Сие очам российским сперва было дико, и делало некоторое затруднение в чтении особливо ж таким, которые и старую московскую с превеликою запинкою читают»  Утвержденные Петром новые образцы букв «ц» и «щ» - результат обработки прежних, типичных для гражданского письма и применявшихся в печати до 1710 года. Новые формы этих букв стали использовать в гражданском письме после появления гражданского типографского шрифта. Здесь замечается обратное явление: влияние типографского шрифта на изменение начертаний букв гражданского письма. Характерные формы завитков у букв «ц» и «щ» обычно приписывают влиянию полуустава конца XVII века. Нам представляется, что в гражданском шрифте только направление завитка указанных букв такое же, как в

полууставе, выполнен же этот завиток в системе росчерков скорописи конца ХЧ11 века  Буква «к» с плавно нарисованным окончанием имеет сходство с гравированными образцами амстердамской печати, однако в типографском образце это окончание сделано более свободно.

Особенно интересно построение букв «з» и «ж». Буква «з» - типичный образец типографского полуустава петровского времени. Кстати, ее конфигурация в заглавном и основном алфавитах полуустава не имеет существенных различий. Эта буква в азбуке в наибольшей мере отражает элементы полуустава. В гражданском письме ее форма более симметричная и геометрическая. Образец буквы «ж» встречается среди заглавных букв начала XVII века. На ее форму оказали влияние не только полуустав, но и шрифты типа антиквы, однако своим построением она не нарушает общего ансамбля азбуки.

К отдельным буквам гражданской азбуки, которые по начертаниям больше всего сходны с буквами латинской антиквы, относятся: «а», «Вв»,«Тт» Строчное «а» в гражданском письме писалось как «а» или «А» (в полууставе буква сходна с византийской). Петр утвердил вариант этой буквы наподобие латинской. Буквы «Вв», прописная и строчная, в гражданском письме были округлыми, в полууставе - ломаными; в гражданском шрифте начертания этих букв сходны с начертаниями в латинской антикве.

Прописная и строчная буквы «Ее» в гражданском письме сходны с начертаниями - «E». В гражданском шрифте эти буквы типично латинские. В гражданском письме употреблялась трехножная буква  «m» (прописная и строчная); в полууставе эта буква сходна с византийской, но уже. В гражданской азбуке 1710 года не только для прописного, но и для строчного начертания буквы «т» Петр утвердил образцы, сходные с прописной латинской. Однако трехножное строчное начертание буквы «m», сходной с рукописной, применялось в азбуке, как и в гражданском письме, до тридцатых годов XIX века.

То же самое произошло со строчной буквой «д», напоминавшей рукописную. Несмотря на указание Петра ( от 8 ноября 1708 года заменить ее по образцу печатной, эта буква использовалась в гражданской печати до февраля 1710 года. Из букв гражданской азбуки нужно выделить прописной и строчной варианты буквы «м», в которых средний острый угол доходит только до средней оси буквы. Такое построение встречается в отдельных образцах типографии Тессинга, а сходные варианты - в инициалах итальянского раннего Возрождения.

Необходимо специально остановиться на построении прописных букв.

При первом заказе нового шрифта в Амстердаме Петр указал выполнить рисунки прописных букв только для «а», «д», «е», «т», прочие же прописные - делать на основе рисунков строчных: «...понеже всех слоф в два манера (как етех четырех) привесть не могли,- писал Петр,- для того протчие слова (кроме сих четырех) таким же маниром, как и в строках в начале употреблять, а величеством протиф сих четырех, что на верху стоят» Очевидно, рисунки всех прописных букв не были сделаны исключительно из-за спешки. И действительно, мы видим, что некоторые буквы, как, например, «б», «р», «у», в прописном начертании имеют - надо полагать, случайно - выступающие элементы, поскольку они были воспроизведены на основе рисунков строчных. Однако эти буквы были технически так хорошо выполнены, что они применялись в гражданской печати вплоть до сороковых годов XVIII века.

Нельзя не отметить, что выступающие элементы в прописных буквах «б», «р», «у» хорошо сочетались с другими особенностями букв гражданской азбуки (прописных и строчных «д», «ц», «щ»), появившимися на основе росчерков гражданской скорописи.

Азбука при ее возникновении имела несколько названий. В первое время Петр именовал ее амстердамской. Это явно относилось к шрифтам, которые были изготовлены в Амстердаме. Иногда азбука называлась белорусской". Такое название, надо думать, объясняется тем, что дополнительные рисунки букв получали в 1708 году из Белоруссии, то есть из штаба Меншикова, который в это время находился в Могилеве. Сами же изобретатели гражданского шрифта еще в 1708 году при составлении учебной азбуки решили назвать ее рукописной, поскольку ее первоосновой было гражданское письмо.

Азбука, как известно, имела заглавие «Изображение древних и новых писмен славенских печатных и рукописных». Под этим названием выходили азбуки петровского и послепетровского времени.

То, что Петр в разработке эскизов нового шрифта исходил из русского письма, доказывается, в частности, его указаниями при исправлениях азбуки. В письме М. П. Гагарину от 8 ноября 1708 года Петр писал: «Только „добро", „твердо" напечатать, которые сходны к печати, а не к скорописи, как здесь объявлено: „д", „т"» 

Необходимо отметить, что с введением гражданской азбуки в русском шрифте четко устанавливаются два начертания - прописное и строчное, существующие вместе. Заглавные буквы в древнерусском книгопечатании служили главным образом для рубрицирования текста, прописное же начертание гражданского шрифта широко применялось уже в первопечатной «Геометрии» для набора заглавий, формулировок и для выделений в тексте.

Графический анализ азбуки дает возможность судить о тех материалах, которые были привлечены для создания гражданского шрифта. Первоосновой гражданского шрифта явились лучшие образцы гражданского письма и скорописи начала XVIII века, а также латинский шрифт антиква. Были использованы, по-видимому, и гравированные надписи начала XVIII века. В меньшей мере сказалось влияние кирилловского печатного полуустава петровского времени.

Американский ученый И. Колдор, привлекая опубликованные нами источники, в своей диссертации проводит графический анализ букв гражданского шрифта в сопоставлении с голландской антиквой. На основе анализа двух дополнительных источников (образцы голландской антиквы середины XVII и начала XVIII века)" он делает неправильный вывод, что первоосновой гражданского шрифта был не русский рукописный шрифт начала XVIII века, а латинский шрифт антиква. Такой вывод, естественно,не вскрывает органической графической природы русского гражданского шрифта.

Американский ученый не дает четкого ответа на вопрос, какая графика русского шрифта перерабатывалась на основе латинской антиквы. Если древнерусская, то в этом случае русский гражданский шрифт представляет собой как бы стилизацию церковнославянского полуустава под латинский шрифт (что, в частности, было характерно для шрифтов амстердамской печати и гравированных образцов), если новая, в некоторой мере приближавшаяся по своему характеру к графике современного письма, то в данном случае можно уже говорить об органической природе русского гражданского шрифта. Последнее положение подтверждается документальными данными и обликом самого гражданского шрифта. Внешний облик и художественные достоинства русского гражданского шрифта вытекают из его графической основы. Декоративный характер нового шрифта, в отличие от строгой по своему построению латинской антиквы, приближает его к графике русского письма начала XVIII века. В стилистическом отношении гражданский шрифт выражает в определенной мере классицистические тенденции в сочетании с элементами барокко, отраженными еще в росчерках скорописи начала XVIII века. Новый рисунок шрифта по сравнению с древнерусским стал впоследствии более удобен для чтения. Книга петровского времени, новая по своему содержанию, набранная новым шрифтом, приобрела в полной мере светскую и национальную художественную форму. Этим в значительной степени и объясняется тот факт, что наборный шрифт становится не только функциональным, но и главным эстетическим элементом в оформлении русской книги первой четверти XVIII века. Азбуку, введенную Петром ,можно рассматривать как одно из крупнейших достижений русской культуры начала XVIII века. Обладая своеобразными декоративными достоинствами, рисунок шрифта сам по себе украшал титульные страницы, заглавия и текст книги.

Петровская книга в соответствии с ее назначением набиралась шрифтами различных размеров и издавалась разными форматами.

Несмотря на существование только трех размеров шрифта (большого, среднего и мелкого), искусство шрифтового оформления изданий отличалось разнообразными композиционными приемами, что лучше всего отразилось в наборе титульных страниц.

Особую декоративность титульным страницам, заглавиям и другим частям книги придавали выносные элементы не только строчных, но и прописных букв, как, например, букв «б», «р», «у». В связи с этим долгое время считали, что в шрифтовом ассортименте петровской книги не три, а шесть размеров шрифта.

В среднеформатных изданиях на титуле, как правило, применяли три размера шрифтов (в двух начертаниях с капителью для большого размера), которые воспринимались как шесть. Примером этому может служить титульная страница «Геометрии» (1708). Такой же композиционный прием отмечается на титульной странице книги «Книга устав морской» (1720)  В малоформатных изданиях, таких, как, например, «Приклады како пишутся комплементы разные» (1708), применяли два размера шрифтов, но воспринимались они как четыре. В ряде случаев использовали только строчное начертание в трех размерах. Такой прием особенно нагляден в оформлении начальной страницы книги «0 способах, творящих водохождение рек свободное». В этом случае в одном слове «водохождение» два раза выделяется типичная для ранней петровской книги буква «д» строчная, которая придает странице особую декоративность  На титульных листах петровской книги, несмотря на текстовую загруженность, хорошо выделены разные по значению тексты, причем практически акцентируется основное заглавие.

Основной текст большинства изданий петровского времени набирался средним размером шрифта. Исключение составляли малоформатные издания (например, справочные, типа «Генеральных сигналов», или словари), а также дополнительные материалы (например, таблицы), которые воспроизводились в малом размере.

В петровской книге много внимания уделялось оформлению начальных рубрик. Благодаря наборным литерам более крупного размера и особому характеру шрифта страницы этих рубрик приобретают торжественный вид. В отличие от старопечатной книги, «...отчетливая по содержанию и внешности, несколько тяжеловатая книга петровского издательства,-писал А. А. Сидоров, - ценна для нас реализмом своего назначения и

оформления» В конце 1702 года в Москве начинает выходить первая, тогда еще рукописная русская газета «Ведомости». В 1703 году появились печатные номера. Эта газета до 1727 года выпускалась в малом формате, небольшим объемом (чаще 4 - 8, а иногда 16 и более страниц). До 1710 года она набиралась древнерусским шрифтом (размером, соответствующим примерно 12 пунктам). Рисунок этого шрифта мало отличался от шрифта «Арифметики» Магницкого (1703). Гражданским шрифтом в основном среднего размера «Ведомости» стали набираться с 1 февраля 1710 года, при этом для сравнительно больших статей применялся шрифт мелкого размера. Однако до 1714 года для набора отдельных важных сообщений наряду с гражданским использовали древнерусский шрифт".

С 1711 года газета «Ведомости» стала выходить в Петербурге и в начале каждого номера обычно помещалась заставка - гравюра на меди, а с 1722 года - обрезная гравюра. Заставка изображала Неву с плывущими кораблями на фоне Петропавловской крепости и церкви Троицы. На переднем плане - летящий Меркурий с трубой, символизирующий победу.

Гравюра, выполненная в стиле барокко, хорошо сочетается со шрифтом (ил. 21). В 1711 году вариант этих заставок помечен подписью А. Зубова. Особое место в петровских изданиях занимают ксилографические украшения - инициалы и концовки, которые в отдельных изданиях дополняют шрифтовой набор. К сожалению, стиль этих атрибутов мало изучен.

В книгах первой четверти XVIII века концовки, хранившиеся в типографии в виде готовых ксилографических украшений, одновременно применялись как в изданиях церковной, так и гражданской печати. Это замечено еще Т. А. Быковой [180, с. 237]". Причем использовались они в церковных изданиях раньше, чем в изданиях гражданской печати. В качестве примера можно привести концовки Апостола 1704 года, которые применены в изданиях гражданской печати: «Римплерова манира о строении крепостей», 1709, «Учение и практика артиллерии», 1711 а такжеконцовки Минеи общей, 1711, помещенные в «Артикуле воинском», 1715.

Графический анализ показал, что при изготовлении концовок мастера типографий использовали традиции искусства русской первопечатной книги (Ивана Федорова, Андроника Невежи и их учеников). Концовки состоят, как правило, из перетекающего растительного узора (листва аканта с ветвями или в виде целых гирлянд; на фоне этой листвы могут быть изображены другие растительные формы). Растительный узор чаще всего гравирован по традиции первопечатной книги белым по черному, реже - черным по белому. Во многом сходны с концовками инициалы с начертаниями букв гражданского шрифта, которые гравированы на фоне растительного узора, характерного и для старопечатной книги  Подобные украшения (в особенности концовки) встречаются, как мы видим, и в изданиях гражданской печати вплоть до сороковых годов XVIII века и отражают в определенной степени остаточные явления, характерные для облика русской старопечатной книги.

 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010