ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
57

Дeктальные шрифты Древнего мира и раннего Средневековья

"Квадрата" и "рустика", римский курсив и его виды, "унциал" и "полуунциал". Периодизация эволюции, сравнительные характеристики.

Первоисточник - шрифт древнегреч. надписей (7-6 вв до н.э.). Он необычайно прост, построен скульптурными четкими линичми равномерной толщины, которые образуют простые геометрические формы : круг, треугольник, квадрат, дуги,. отрезки прямой, соединяемые в различных вариантах. При кажущейся бедности этот шрифт полон сдержанной силы и выразительности. Греческий алфавит явился главным источником алфавита латинского, бытовавшего в Древнем Риме, а затем вошедшего в обиход многих стран мира. Латинский шрифт не был чем-то единым и постоянным: он заметно видоизменялся и существовал в различных формах.

МАЮСКУЛ - это шрифт торжественных надписей, высекавшихся на колоннах, триумфальных арках, стенах. Его задача - хранить для всеобщего обозрения и на долгое время важные изречения, законодательные акты. Его технология не скольжение тростниковой палочкой по папирусу и не выдавливание надписи в глине, а тщательное, медленное высекание в каменной плите по заранее намеченному контуру. Это обстоятельство постепенно и выработало его специфич. форму. Первоначально буквы латин. алфавита почти повторяли греческие. Затем уточнилось их начертание: они стали более правильными, вычерченными, а не написанными. Затем сформировалась совершенно новая деталь - засечки (поперечный штрих, завершающий стойку буквы). Впервые определилось различие в толщине между разными штрихами.

В 5 веке книги на латинском языке писались преимущественно унциальным шрифтом. Это стиль письма прописными буквами, которые имеют закругленные очертания и не соединяются друг с другом. Из этого шрифта развились современные заглавные буквы. В период с 4 по 8 век унциальный шрифт стал общепринятым в церковном обиходе, в Англии и Ирландии этим шрифтом, именуемым островным, были написаны такие шедевры, как Ландсфарнское Евангелие и "Книга Кельтов". Главной причиной развития такого характерного шрифта, как унциальный, явился переход к написанию документов на веленевой бумаге вместо папируса. Листы, написанные на велене, можно было складывать в форме книги, они легко сгибались (не в пример папирусу, который легко трескался).

Унциальное письмо, которое правильнее назвать римским унциальным, появилось в 3-4 веках нашей эры. Это письмо было гораздо легче, чем официальные "прямоугольные" римские маюскулы, и гораздо разборчивее, чем рустические буквы. 

Унциальное письмо стало главным стилем официальных документовв и книг в эпоху раннего христианства. Буквы его очень напоминали греческие. Буквы были без наклона, округлые и состояли из очень простых элементов. Все они были одной высоты, с короткими выносными элементами. Сначала не существовало различия между прописными и строчными буквами. 

Полунциальное письмо. Этот стиль письма закономерно развился из унциального. Буквы стали меньше, чем в первоначальном шрифте, многие из них приобрели более четкие очертания. Такое письмо часто использовали для менее важных документов и для любых текстов, которые нужно было написать быстро. Введение букв меньшего размера положило начало разделения заглавных и строчных букв - маюскул и минускул. 

РИМСКОЕ ПИСЬМО. Важнейшим условием для развития любого письма явл. эволюция алфавита. Латинский алфавит - итог длительного развития греческого письма в римское. Окончат. вид он получил в I веке до н.э. и состоял из 21 знака. От современного его отличало отсуствие букв "J", "U" вместо них - "I", "V".

В 1-4 веках н.э. происходила значительная эволюция графики букв. Основа формы оставалась, менялись способы начертания. Это объяснялось различными причинами: поиском более простых и рациональных форм букв, легкости и быстроты чтения и начертания. Можно придать буквам простейшие формы (квадрат, треуг., круг), но письмо от этого не будет легкочитаемым и простым для написания. Только те формы букв могут удовлетворить и пишущего и читателя, которые сочетают простоту с дифференцированностью, ибо глаз легко сможет отличать знаки друг от друга, схватывать разом группу букв и даже слов, а при письме просто и быстро расстанавливать их в определенной близости.

На рубеже новой эры римское письмо еще не отвечало всем этим требованиям, потому что буквы больше вычерчивались, чем писались, и располагались между двумя линейками, что могло утомить зрение. Маюскульное письмо было сплошным, отсутствовали интервалы между словами, геометричность форм букв затрудняла написание. Пройдут века, прежде чем письмо обретет черты минускула, который ознаменует собой образование нового графематического состава латинского алфавита.

Существуют две теории развития римского письма. Первая: письмо развивалось на базе монументального. Перейдя в книги, монументальное письмо (по форме квадратное) вытянулось (рустика). Позднее, на пергаменте оно закруглилось (унциал). Все три вида письма были маюскульными. Из квадратных римских капиталов образовался маюскульный старый римский курсив. На восковых табличках он представлял собой сплошь вертикальные или изогнутые линии; на папирусе - закруглился, обретя бОльшую ясность. Так образовался новый римский курсив, который имел заметные выносные элементы. Он-то и явился первым минускулом.

Капитальное квадратное письмо - капитальное рустическое - унциал

Капитальное квадратное письмо - старый римский курсив - новый римский курсив 

Вторая теория. Обычное письмо - 1. Каллиграфический вариант (капитально квадратное, капит. рустическое, унциальное). 2. Курсивный вариант. 3. Следующий этап развития обычного письма.

Эту теорию в 50-х гг 20 века выдвинул Ж.Маллон. Развитие письма совершается в сфере обычного, которым владеет основная масса грамотных людей. Именно в этом письме, не требующем особой тщательности написания, происходят важнейшие изменения форм букв и приемов письма. От обычного письма происходят м каллиграфические варианты: капитал. 

квадратное и капитал. рустическое, которые предназначались для особого рода работ и требовали специальной выучки. Исследования показали, как варьировало обычное письмо в зависимости от орудий письма, положения писчего материала, тщательности написания текста. Каллиграфические варианты на протяжении столетий почти не изменялись и являлись своего рода тупиками в развитии графики письма.

Маллон указывает на 2 этапа развития римского капитального письма: 1-2 века и 3-4 века. В 1-2 вв у римлян сущ. два основных вида письма. Главный - классическое обычное письмо, применявшееся в рукописях, книгах и деловых бумагах. Второй - каллиграфические варианты (капитал. квадратное и капитал. рустическое. Буквы выполнялись крупно, с сильным нажимом; оно применялось на уникальных памятниках, в роскошных книгах, афишах, государств. актах).

К 3 веку в письме произошла перемена: образовались новое обычное письмо - первоначальный минускул и унциал в качестве каллиграф. варианта. Новое обычное письмо отличалось отпрежнего (классического) измененным углом письма, положением писчего материала (свиток был параллелен плечам при письме, кодекс располагался наискосок), измененными графическими формами и дуктом многих букв. Эта перемена отразилась и в унциале.

КАПИТАЛЬНОЕ КВАДРАТНОЕ ПИСЬМО. Для него характерны следующие признаки: большинство букв имееют такие пропорции, при которых они вместе с засечками вписываются в квадрат; буквы поставлены свободно; разрывов между словами нет; строки раполагаются на расстроянии одного корпуса; угол письма равен 25-30 градусам; орудием письма могли быть калам (тростниковое перо), птичье перо и даже бронзовое.

КАПИТАЛЬНОЕ РУСТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. Ему присущи вытянутые пропорции букв (5:3), очень тонкие вертикали и жирные горизонтальные штрихи. Это объясняется бльшим углом наклона пера. Письмо также сплошное. Позднее слова в некоторых случаях разделяются точками. Промежутки между строками равны половине корпуса буквы. Угол письма - не меньше 60 градусов. Орудия письма и дукт те же, что и в квадратных капиталах. Оба варианта римского письма - маюскульные.

УНЦИАЛЬНО ПИСЬМО. Следующим по времени каллиграфическим вариантом письма считается унциал. Значение этого слова связывается с объяснением, данным в 3-начале 4 века блаженным Иеронимом, который считал, что оно означает двенадцатую часть - унцию (uncia), поскольку в колонке по ширину писалось, как правило, по 12 букв (строка). Унциал отличается округлостью форм. Будучи каллиграфическим вариантом первоначального минускула, унциал обретает заметные выносные линии. Пропорции букв близки к квадрату, но некоторые из них по ширине больше высоты. Вертикали и округлые элементы выведены жирно. Расстояние между строками не менее одного корпуса. Письмо сплошное. Угол письма незначительный или равен 0. Дукт многих знаков изменился с измененим графики.

Дукт - последовательность и направление начертания элементов букв: основных и дополнительных штрихов.

ПОЛУУНЦИЛ. Позднее развился из унциала. Оказался новым шагом в усвоении беглости курсива при сохранении ясности письма. В полуунциале (!) некоторые буквы получили удлинения, выходящие вверх и вниз, за пределы основной строки. Эти признаки знаменовали переход от маюскульного (прописного) к минускульному (minusculus - очень маленький), строчному.

КУРСИВ (от лат. - бежать, бегущий, т.е наклонный). Вариант латинского рукописного шрифта . В курсиве буквы упрощались, соединялись друг с другом, утрачивали некоторые детали. Быстрота достигалась цеой потерь: страдали ясность, четкость, красота. Поэтому курсив (в различных видах) употреблялся лишь для деловых записей или писем.

 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010