ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
54_2

Соотношение скульптурного и рукописного качества в форме шрифта. Понятие дуктальности и глиптальности 

Соотношение скульптурного и рукописного качества в форме шрифта. Понятие дуктальности и глиптальности. Формирование шрифта в зависимости от техники исполнения. Теории, гипотезы о происхождении засечек (серифов). Эдвард Катич о происхождении засечек. 

Понятие дуктальности и глиптальности.

Каждая шрифтовая форма письма имеет индивидуальные особенности формообразования, которые зависят от инструмента письма и материала на котором делается надпись, а так же общее правило письма, определяющее основное движение инструмента. 

Дукт - движение пера при написании элемента буквы. Рукописная буква в зависимости от ее графической сложности может состоять из одного и более дуктов. При дуктальном, прерывном письме перо двигалось только сверху вниз и слева направо по направлению естественного наклона пера. Это условие диктовалось материалом и инструментом раннего этапа развития письма, папирусный свиток имел грубую, шероховатую поверхность и тростниковым пером провести линию снизу вверх было невозможно.

Глипт - след на камне, движение в твердом материале. Глиптальные шрифты - скульптурные, т.е. высеченные в каком либо твердом материале. В античных Греции и Риме основными были глиптальные архитектурные шрифты, а в средние века - дуктальные книжные шрифты. Наборный шрифт несет в себе и то и другое, так как ранние шрифты копировались с рукописных, но высекались на металле и приобретали глиптальные формы.

Формирование шрифта в зависимости от техники исполнения.

В значительной степени форма букв обязана своим происхождением технологии их воспроизведения, инструментам и материалам, с помощью которых делались надписи.

Знаки наиболее древней письменности - клинописи - состояли вначале из сочетаний прямых линий равной толщины.

Позже, когда стали употребляться глиняные дощечки, на которых знаки воспроизводились боковым нажатием конца стержня, они приобрели характерный клинописный вид. В соответствии с удобством нанесения знаков правой рукой основная часть штрихов клинописи направлена острием вправо и вниз. Редко встречаются штрихи с верхним направлением острия, и почти совершенно отсутствуют штрихи с острием, ориентированным влево. После нанесения надписи глиняные дощечки обжигались, приобретая большую прочность.

При высекании клинописных надписей на камне можно было бы не воспроизводить клиновидной формы знаков, однако эта форма, явившаяся следствием техники выполнения надписи на глине, стала настолько привычной, что в дальнейшем точно воспроизводилась даже в тех случаях, когда надписи делались выпуклыми и форма штриха представляла большие неудобства при высекании.

Форма китайских иероглифов также определялась способом их написания (кистью жидкой тушью изображались на бумаге).

Римское монументальное письмо было составной частью архитектурных сооружений, воплощавших могущество Рима, это прежде всего триумфальные арки, храмы, колонны. Знаки латинского алфавита не уступали в монументальности величественным архитектурным сооружениям. Шрифт колонны императора Траяна до настоящего времени поражает сложностью и совершенством рисунка знаков и пропорциональной гармонией графических элементов и всей композиции в целом.

Влияние инструмента письма на развитие шрифтовой формы очевидно при сравнении латинского и греческого минускула. И латинский и греческий минускул развивались на основе единого греко-римского маюскула, но в отличие от плоского пера латинского письма, греческий минускул формировался остроконечным пером, которое способство­вало появлению более изысканного и сложного по форме строчного алфавита.

С 1 века развитие книжного письма сопро­вождалось развитием народной скорописи, и нужно сказать, что скоропись оказывала активное воздействие на формирование книжного письма на всех этапах его разбития. Наиболее ярко этот процесс проявил се­бя в каролингском минускуле, позднее в многочислен­ных вариантах бастардного письма и в гуманистичес­ком книжном письме. Народное письмо или скоропись развивается в условиях максимальной свободы от предписанных приемов и правил, без которых невоз­можно ни одно книжное письмо, поэтому скоропись в разбитии формы всегда опережает книжное письмо и на определенных этапах модернизирует его. 

В книж­ном письме лист пергамена располагался на наклон­ной плоскости. Угол наклона пишущей кромки плоского пера, так называемый основной угол письма, по отно­шению к горизонтальной линии строки соответствовал естественному положению руки при письме и состав­лял 40-45 градусов. В римском квадратном письме и кириллическом уставе и полууставе основной угол письма равен 0 градусов, когда перо располагается параллельно горизонтальной линии шрифта. В некото­рых видах письма для так называемых соединительных элементов знака техника плоского пера допускала дополнительные углы письма.

Форма букв кирилловского уставного письма также определялась написанием их с помощью пера. В большинстве славянских алфавитов засечки совершенно отсутствуют или имеются небольшие односторонние штрихи - следы прикосновения пера к бумаге вначале и отрыва его в конце элемента.

При изобретении книгопечатания типографские литеры вначале точно воспроизводили начертание рукописных шрифтов. Это объясняется тем, что для создания типографских шрифтов использовали рукописные образцы. Немалую роль также играло желание выдать более дешевую печатную книгу за дорогую рукописную.

Книгопечатание оказало огромное влияние на развитие шрифта, предъявив особые требования к его начертанию. Так, например, тонкие волосяные штрихи, имевшие место в рукописных буквах и легко выполняемые пером, в типографских шрифтах потребовали, так как их труднее было гравировать на пуансонах и они плохо пропечатывались утолщения (технология гравировки еще была пока не совершенна). Форма букв, каждая из которых предназначалась для многократного повторения, стала тщательно прорабатываться. Начертания литер постепенно приобретали строгую закономерность.

Происхождение засечек

Техника высекания надписей на камне внесла новый элемент в структуру латинских букв - так называемые засечки или серифы. Засечки представляют собой тонкие поперечные штрихи, завершающие прямолинейные элементы и несколько выступающие в стороны.

Резчики по камню завершали прямолинейный элемент ударом резца, ширина которого, как правило, превосходила ширину элемента. При этом происходил откол части кромки элемента, дававший характерное закругление в месте примыкания засечки. С течением времени засечки стали неотъемлемым элементом латинского алфавита.

Идея засечек становится очевидной, когда шрифтовая строка заключается между горизонтальными линиями. Архаическое письмо было «свободным», шрифтовая строка не была строго горизонтальной, знаки не ставились на одну линию и были разной величины. Горизонтальные засечки стали точнее «держать» линию шрифта и выравнивали высоту знаков.

 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010