ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
53_2

Язык, письмо, алфавит, шрифт 

Передача информации от человека к человеку происходит с помощью двух основных способов - письма и устной речи. Ин­формация, переданная с помощью языка, недолговечна. Запи­санная информация закрепляется в графической форме опреде­ленными знаками.

Несмотря на то, что творцами большинства типов современ­ных шрифтов считаются отдельные талантливые художники или коллективы проектировщиков, не следует забывать, что в разработке их первоосновы принимало участие все человече­ство. Графические формы письма создавались в течение многих столетий вместе с общественным развитием, научными револю­циями, развитием языка, орудий и средств письма.

Необходимость в фиксировании информации вызвала к жизни графические знаки, возникшие в большинстве своем из изображе­ний предметов реального мира, со временем утративших сход­ство и сохранившихся как условные графические изображения звуков.

Изменению формы знаков в значительной мере способствуют различные орудия письма. Если сравнить каламус, стилус и другие инструменты для письма, то их различное внешнее уст­ройство, различие в материале, из которого они изготовлены, а также особенности работы, создают специфические различия графики оставляемых ими знаков. С другой стороны, важную роль играют материалы, на которых делается запись (глина, па­пирус, пергамен, бумага).

Большое внимание оказывает на характер букв и темп пись­ма. Появление наклона, нечеткость знаков, различия в графике одинаковых букв характерны для быстрого письма. Спокойное письмо, напротив, характеризуется четкостью, строгостью на­чертания всех элементов знаков. Понятие "письмо" не совпада­ет с понятием "шрифт".

"Письмо" - записывание, обыкновенное писание, фиксация определенной информации с помощью графических знаков, обозначающих определенный звук. Письмо, применяемое нами в повседневной жизни, предполагает определенное постоянство формы буквы. Под письмом подразумевается знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элемен­тов передавать речевую информацию, сохранять и передавать ее на расстоянии. Собственно письмо возникает в раннеклассовом обществе в связи с развитием хозяйственной жизни. На более ранних этапах развития человеческого общества существовали рисуночные формы письма (пиктография), различные бирки, зарубки, вампумы, кипу и т.п.

Существует четыре основных типа письма - идеографический, словесно-слоговой, силлабический и буквенно-звуковой (алфа­витный). В идеографическом письме каждый знак или элемент может обозначать любое слово в любой грамматической форме. Например, рисунок ноги может обозначать "ходить", "идти", "нога", "стоять", "приносить" и т.д.

Словесно-слоговый тип письма характеризуется тем, что в нем письменные знаки'обозначают слоги. Такое письмо харак­терно для некоторых народов Индии, Японии, Кореи.

Силлабическое письмо распространено широко в Индии и Юго-Восточной Азии. В этой системе письма каждый знак пере­дает только какую-либо последовательность звуков, а не слово. В алфавитных системах письма отдельных знак (буква) пере­дает, как правило, один звук. Родоначальником всех алфавит­ных систем письма явилось древнесемитское (финикийское) письмо.

Количество знаков того или иного алфавита зависит от спе­цифики языка. Каждая система письма имеет свои графиче­ские формы, т.е. шрифты.

"Шрифт" является высшим этапом развития письма, когда писание становится искусством, когда буквы можно рассматри­вать не только как графические знаки звуков, но и как знаки, эстетически оформленные, несущие в себе отпечаток эпохи, стиля, характера шрифтовика.

В форме буквы, как и во всякой художественной форме, долж­ны отражаться также мысли, стремления, вкусы, переживания пишущего.

Между письмом и шрифтом существует такая же связь, как между разговорной речью и художественным чтением.

С письменными сообщениями мы встречаемся в повседнев­ной жизни настолько часто, что мимолетное чтение стало для нас обычным. Останавливает наше внимание только надпись, содержащая непривычный для нашего глаза рисунок знаков. Со

шрифтом мы встречаемся в различных изданиях: будь то книга или брошюра, газета или журнал, афиша или плакат, реклам­ные или так называемые акцидентные формы - каталоги и бук­леты, проспекты и листовки, объявления и поздравления, кон­верты и бланки, формуляры и визитные карточки, программы и меню, почтовые марки и открытки, облигации и деньги и т.д.

Вместе с тем искусство шрифта - широкая, поистине необъят­ная, сфера художественного творчества.

Многоплановость использования шрифта породила огромное количество самых разнообразных шрифтов. Мы можем выделить рукописные, рисованные, гравированные и наборные шрифты. В свою очередь каждый из этих видов имеет огромное количество подвидов. Так, например, в понятие "латинские рукописные шрифты" включаются более тридцати различных видов шриф­тов. Наборные шрифты бывают ручного набора и машинного, линотипные и фотонаборные.

Наборные шрифты, за исключением шрифтов наборно-пишу-щих машин и фотонаборных машин, называют типографскими. В соответствии с назначением типографские шрифты подразде­ляются для набора текстов (текстовые), для набора обложек и титульных листов (титульные) и для набора малых типограф­ских ферм (акцидентные). В настоящее время продолжают создаваться все новые и новые рисунки шрифтов.

Знание основных закомерностей функционирования и разви­тия шрифта, овладение теоретическими знаниями в синтезе с практическими навыками обеспечивает возможность серьезной творческой работы. Теоретические знания необходимы худож­нику, работающему в книге для правильного использования того или иного вида шрифта в определенном издании. Важную роль здесь играют не только вопросы построения и компоновки, но и вопросы исторического развития.

Изучение истории шрифта и свободное владение техникой письма и рисования шрифта необходимо художнику книги для точного воспроизведения исторических стилей и художест­венно-творческого осмысления современных конкретных шриф­товых задач. Проблема практического овладения шрифтовой графикой является одной из сложных в деле обучения искус­ству шрифта.

Следует учитывать, что шрифт играет важнейшую роль почти в каждом издании, будь то книга или газета, плакат или открытка. 

 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010