ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
51

В каких направлениях развивались алфавитное письмо и графика букв алфавита?

В каких направлениях развивались алфавитное письмо и графика букв алфавита? Какие их аспекты подвергались модификaции? (гарнитурные признаки: пропорции и т.д.). Происхождение букв греческого, латинского алфавита.

Алфавит является основой наиболее совершенной системы письменности - фонетического письма - и возник как продукт развития иероглифического письма. Поэтому начертание каждой буквы является не произвольным - оно получилось путем упрощения определенного иероглифа. Каждая буква современных нам алфавитов представляет собой результат длительного развития, и ее форма имеет  глубокие исторические корни. В большинстве случаев прообразом современного начертания буквы является изображение конкретного материального одушевленного или неодушевленного предмета. Изменения в развитии алфавита происходили сравнительно медленно.

Маюскульные и минускульные шрифты - это два различных исторически сложившихся типа шрифта. Для шрифтов маюскульного типа характерна почти одинаковая высота всех знаков алфавита. Термин "маюскульный" происходит от латинского ''majusculus'' - "несколько больший". Все буквы имеют характер прописных букв. Маюскульные шрифты характерны для ранних ступеней развития шрифта. К ним относятся греческий, капитальный квадратный, капитальный рустический и унциальный шрифт. Эти шрифты писались крупными буквами. Междустрочное расстояние равнялось корпусу буквы. На странице шрифтовая часть воспринимается четкими крупными рядами знаков. В кириллическом письме маюскульными является шрифт "устав". 

Несмотря на то, что термин "маюскульный" привычнее употреблять по отношению к историческим образцам, в настоящее время существуют современные шрифты, к которым этот термин тоже подходит. Это в основном рукописные или рисованные шрифты, состоящие из одних прописных букв.

Римское квадратное и рустичное письмо еще сохраняет графему знаков римского монументального письма, однако в этих видах письма уже происходит графическая трансформация знаков под влиянием изменившихся инструментов и технологий письма. Вместо камня применяется папирус или пергамен, вместо металлического резца пишущий инструмент - плоское тростниковое перо, вместо кропотливой работы над каждым знаком - необходимость быстро и четко написать большой текст. В процессе развития письмо упрощается, нарушается классическая разноширинность знаков. В квадратном письме знаки зрительно уравнены по ширине и приближаются к квадрату, что отражено в названии этого письма. Рустика по сравнению с квадратным письмом более простое и быстрое письмо. В процессе развития рустичного письма происходила унификация знаков алфавита. Элементы знаков приспосабливались к естественным и удобным движениям руки, в результате чего значительно повышалась  не только скорость, но и экономичность письма.

В настоящее время можно утверждать, что на возникновение и развитие минускульных шрифтов повлияло несколько причин. В первую очередь, следует указать на изменения социальных условий жизни людей. Развитие ремесел, торговли, деловых отношений требовало скорости записывания и счета. От быстроты писания многие элементы маюскулов видоизменялись (длиннее, короче, наклоннее, прямее и т.д.). В связи с этим некоторые буквы приобрели черты, выделяющие их в строке. Такие буквы стали служить акцентами, так как легко замечались глазом при чтении. Это делало чтение более быстрым. Потому что при чтении равновеликих букв глаз скользит от буквы к букве, а здесь уже глаз перемещался скачками, отмечая оригинальные буквы.

Второй причиной возникновения минускульного письма следует назвать стремление, как можно больше написать текста на определенном формате писчего материала. Что в свою очередь было связано со сложностью изготовления папируса и пергамента и их стоимостью. С I по V в. использовался так называемый Рустический шрифт, или упрощенное крестьянское письмо. Для этого вида было характерно то, что, по сравнению с капитальным квадратным и унциальным, рустика имела очень узкие буквы, что позволяло поместить значительно больше текста. Возможно, что узкие буквы рустики явились результатом писания каламом по папирусу, имевшему рельефно выраженное направление волокон. Рельеф создавал все условия для писания узкого, вытянутого вверх шрифта. Хотя текста помещалось и больше,   характер букв оставался маюскульным.

Следующей, не менее важной причиной является совершенствование орудий писания и техники письма. Умение писать более мелкие буквы при сохранении их читабельности являлось достижением времени и той среды, в которой возникают и совершенствуются первые минускульные шрифты.

Унциальное письмо является начальной стадией формирования латинского минускула и развивается на основе римского квадратного письма, начинается поиск новых минускульных графем, максимально приспособленных для быстрого, легко читаемого, экономичного письма. Уменьшение высоты текстовой строки привело к необходимости выносить элементы графически сложных знаков вверх и вниз за линию шрифта. В конце IV века под влиянием римского курсива и тех факторов, которые мы отметили выше, в унциале появляются новые формы некоторых букв M - m, N - n. Многие буквы имеют дополнительные штрихи и иногда соединяются. Верхние и нижние элементы букв удлиняются. Очко букв пишется мельче. Выносные элементы, попадая в междустрочное расстояние, привели к переходу от двухлинейной системы письма к четырехлинейной.

Римский полуунциал является первым минускульным шрифтом, в котором четко оформились верхние и нижние выносные элементы, что значительно улучшило его удобочитаемость. Полуунциал явился переходным шрифтом от капитальных (прописных) к строчным буквам. Распространение римского полуунциала в раннесредневековой Европе по­служило развитию ряда местных шрифтов минускульного типа.

Формирование характера строчных букв минускульных шрифтов завершилось в каролингском минускуле. В славянской письменности представителями шрифтов минускульного типа являются полуустав и скоропись. В этих шрифтах полностью сформировался принципиальный рисунок строчных букв.

Графические традиции каролингского минускула постепенно вытесняет готическое письмо под влиянием нескольких причин. Это прежде всего стремление удешевить книжную продукцию за счет экономии очень дорогого пергамена. Резко возросший спрос на книги привел к возникновению городских мастерских, которые были заинтересованы в сокращении времени переписывания книг. В результате шрифт максимально сужается, значительно уменьшаются расстояния между буквами и словами, дукты письма становятся однотипными. Появление готического письма необходимо рассматривать не как новый этап в развитии латинского письма, а как очередную ступень в развитии латинского минускула. Модульность присущая всем видам готического письма внесла в минускул ритмическую упорядоченность.

В 15 в. в эпоху Раннего Возрождения развивается гуманистическое письмо. В гуманистическом письме латинский алфавит уже рассматривается как обязательный комплект прописных и строчных знаков с общими стилистическими признаками. С появлением и развитием книгопечатания гуманистическое письмо разделяется на рукописное и типографское,  до этого времени типографские шрифты были копией рукописных. 

Николай Иенсон разработал новый типографский шрифт - антикву. В качестве основы он взял рукописные шрифты каролингского и гуманистического минускула и монументальное римское письмо, которое выполняло роль прописных знаков. Историческая заслуга Иенсона в том, что он разработал новую графику латинского типографского алфавита. Шрифт был максимально приспособлен к типографским технологиям и легко читался. Графема латинского алфавита, разработанная Иенсоном, не изменилась до настоящего времени.

Происхождение букв греческого, латинского алфавита.

Если египтяне в развитии фонетической си­стемы письма остановились на полпути, то заслуга создания и распространения первого подлинного алфавита как чисто буквенно-звуковой системы принадлежит древним финикийцам.

Происхождение финикийского алфавита уда­лось выяснить лишь в 1905 г., когда на Синайском полуострове было обнаружено несколько памятни­ков письменности, знаки на которых оказались сходны с египетскими иероглифами, хотя облада­ли и рядом весьма специфических черт. Сравне­ние этих текстов с позднейшими памятниками фи­никийского письма показало, что найдено недо­стающее звено между египетскими иероглифами и алфавитом. Финикийская система письма передает человеческую речь при помощи 22 знаков-букв, каждая из которых выражала определенный звук. Это уже чисто фонетическое письмо. Буквы в алфа­вите расставлены в определенном порядке: aleph, beth, gimel, daleth, he и т. д.

Финикийский алфавит состоял из согласных звуков. Финикийцы ощущали несовершенство передачи звуков знаками согласных звуков, и для более точного понимания написанного они использовали вспомогательные знаки, которые указывали, какой гласный звук должен идти за той или иной согласной буквой. Финикийцы писали справа налево. Финикийские буквы обладают некоторым сходст­вом с египетскими иероглифами.

В подражание египтянам финикийцы дали своим буквам названия, соответствующие назва­ниям определенных предметов (как если бы эти буквы были логограммами), но употребляли их исключительно как фонемы, принимая за основу первый звук соответствующего слова (акрофонический принцип).

Нет ничего удивительного в том, что создателя­ми новой системы письменности выступили имен­но финикийцы. Торговля и ремесла достигли у них исключительно высокого по тем временам уровня развития. Коммерческая документация требовала простой, удобной, легко усваиваемой системы письма. Будучи народом-мореплавателем, фини­кийцы не только изобрели фонетическое письмо, но и способствовали его распространению, сделав его международным средством торговых отноше­ний.

Греческий алфавит. Первыми среди народов Европы алфавит у фини­кийцев переняли греки. Это произошло в XI в. до н. э. Согласно одному из мифов, алфавит в Грецию привез финикийский купец Кадм, высадившийся на острове Ферос. И действительно, именно там были обнаружены древнейшие памятники гречес­кой письменности. Многозначительно и само имя этого мифического купца: на языке финикийцев «кадмос» означает «восток». Это тоже говорит о том, что письмо пришло в Грецию с Востока. Оче­видно, легенда и в самом деле содержит зерно истины. По-гречески слово «книга» звучит как «библион» и, скорее всего, происходит от названия крупнейшего торгового города в Финикии - Библа. Оттуда в Грецию завозили египетский папирус. Фи­никийское происхождение греческого алфавита доказывается также начертанием греческих букв и их семитическими названиями: альфа, бета, гамма, дельта и т. д. Первоначально греки, как и фини­кийцы, читали справа налево и лишь впоследствии изменили направление письма, соответственно зеркально отразив и написание букв. Греки дополни­ли финикийский алфавит семью буквами для обо­значения гласных, использовав для этого некото­рые финикийские буквы - например, буква 'алеф была использована в греческом алфавите для выражения звука а (альфа), буква йод - для гречес­кого звука и (йота) и т. д.

Первые греческие надписи совпадают с финикийскими и в направлении писания - справа налево. Древнее греческое письмо, схожее с финикийским, называется архаическим и относится к VIII-VII вв. до н.э. На островах Тера и Мелос найдены древнейшие греческие надписи, выдолбленные в скале, которые датируются IX-XII вв. до н.э. Древнегреческий шрифт, четкий и угловатый, имел своеобразный ритм. Несмотря на то, что все штрихи этого шрифта одной толщины, он не кажется монотонным из-за различной высоты букв. Знаки древнегреческого шрифта выравнивались по средней линии и не ограничивались двумя параллельными линиями, как поздние шрифты. Остроугольные и округлые элементы букв этого шрифта, чередуясь, делали этот шрифт энергичным и живым.

Кроме введения гласных букв, изменилось направление письма. В VI в. до н.э. твердо установилось в греческом письме написание текста слева направо. В переходный период (VI-V вв. до н.э.) от семитского способа письма (справа налево) к индоевропейскому существовал особый способ письма - "бустрофедон". При бустрофедоне все написанные строки имели свое направление чтения. Первую строку писали справа налево, вторую - слева направо. Переход к буквенному письму происходил постепенно. В раннем греческом письме встречаются элементы слогового письма, которые со временем полностью исчезли. От дерийских островов Тера, Мелос, Крит архаическая азбука переходит на материк, попадает в Сицилию и Южную Италию. Там архаическая азбука под влияинием местных диалектов обособилась в две самостоятельные азбуки - восточногреческую и западногреческую, имевшие свои подвиды.

Из восточной азбуки возникла греческая классическая азбука. Греческая классическая азбука содержала 24 знака и была принята в 403 г. до н.э. Вощеные таблички, папирус и пергамент были самым распространенным материалом для письма; встречаются также надписи, выполненные на свинцовых пластинках.

В Греции свинец ценили высоко. Свинцовые пластинки использовались неоднократно - ненужную запись стирали и наносили новую. Однако основным материалом для письма в Греции был папирус. Папирус привозили из Египта и продавали листами или в рулонах. Для письма греки использовали тростниковые перья, изготовленные из высушенных тонких стеблей нильского тростника.

Тростник затачивали специальным ножом для заточки перьев. Перо делали с широким концом, что позволяло легко писать как на лицевой, так и на обратной стороне папируса. В конце III в. в Греции стали употреблять тростниковые перья с острым концом. Остроконечный каламус позволял написать в строчке больше букв, но остроконечное перо повлияло на форму букв, которые, видоизменившись, несколько утратили свои эстетические достоинства.

Греки употребляли заглавное (маюскульное) письмо, буквы писались отдельно, без промежутков между словами. Знаки препинания не употреблялись, что очень затрудняло чтение. Только во II веке встречаются отдельные рукописи, в которых предложения отделяются одно от другого.

Для кратковременных записей использовали восковые таблички. Писание стилусом по вощеной доске, каламусом и птичьим пером по папирусу и пергаменту способствовало развитию скорописных шрифтов, таких как греческий унциал (с IV в. до н.э. - до IX-Хвв.), греческий полуунциал, греческий курсив (III в. до н.э.), греческий минускул (IX-Хвв.).

Латинский алфавит. Три основные народности - латиняне, сабиняне и этрусски - составляли римский народ. Существует несколько теорий о происхождении латинской азбуки. Согласно одной из них следует, что латинская азбука развивалась параллельно с этрусской. 

Латинская архаическая азбука имела 21 знак. Ее буквы напоминали буквы финикийско-греческой азбуки. Римляне писали справа налево. Писание слева направо возникло в конце III века до н.э. Установление графики букв продолжалось несколько веков. В первых дошедших до нас памятниках латинского письма, относящихся к VI-IV вв. до н.э., написанию букв не придавалось большого внимания. Буквы различной высоты, многие написаны косо. Только с IV в. до н.э. в надписях наблюдается сознательное отношение к написанию текста - буквы пишутся между двух параллельных прямых, соблюдается равное расстояние между ними, буквы компонуются согласно места надписи.

Во II в. до н.э. происходит стабилизация латинского языка. Установилось написание текста слева направо. Архаические формы многих знаков были заменены более совершенными. Буквы имели одинаковую высоту. Сложилась основная форма римского монументального письма. Знаки латинского алфавита развивались вместе с развитием архитектурных сооружений, не уступая им в монументальности. Основная исторически сложившаяся эстетическая характеристика римского монументального письма - это разноширинность знаков алфавита. Разделение знаков письма на широкие и узкие уже произошло в греческой архаике. В монументальном письме это разделение переходит в разряд эстетической концепции.  

С III по I в. до н.э. в римском монументальном письме появляются новые переходные формы, характерной чертой которых было появление засечек. Различают переходную форму с ярко выраженными засечками (II-I в. до н.э.). В этих переходных формах заметно различное начертание букв A, N, M, Z: в одних случаях они заканчиваются острыми или тупыми углами, в другом - оканчиваются засечками. В I в. до н.э. шрифтовик, подготавливая рисунок букв на каменной плите, использовал ширококонечный инструмент, который оставлял тонкие или толстые штрихи в зависимости от угла наклона. Под влиянием письма ширококонечным инструментом возникла классическая форма римского монументального письма.

Ширококонечная кисть давала буквы с ярко выраженными тонкими горизонтальными и толстыми вертикальными штрихами, оканчивающимися засечками. После написания текста каменотес тщательно выдалбливал каждый штрих.

Самым распространенным шрифтом латинских книг был капитальный квадратный, который вскоре был заменен капитальным рустическим, более тесным и узким. Для написания такого шрифта шрифтовик применял уже наклон пера от 75 до 90 градусов. В неизменном виде латинский шрифт просуществовал всю античную эпоху и лишь в средневековье пополнился вариантами некоторых букв. В дальнейшей истории латинского алфавита не было особенных изменений, изменялся лишь его внешний вид в зависимости от видов письма. Римский алфавит заимствовали многие народы мира: немцы, англичане, французы, испанцы, итальянцы, португальцы, шведы, поляки, чехи, эстонцы и многие другие. 

 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010