ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
50

Методы проектирования наборного шрифта.

Когда Иоганн Гутенберг (1394 -1468) искал графическое лицо шрифтов, которые смогли быть использованы в его изобретении, он мог равняться только на почерки рукописных текстов. Несмотря на то, что он намеренно придавал печатным изданиям облик рукописных книг, первые наборные шрифты носили уже иной характер, чем буквы рукописных текстов. Шрифты должны быть более статичными и однотипными; при их разработке необходимо следовать определенным законам формообразования, которые позволили бы из неизменяемых одиночных букв при любом их сочетании в слове создавать безупречную по виду фразу. Гутенберг выбрал миссаль в качестве прообраза своих наборных шрифтов не только из-за его красоты и торжественности, но и, пожалуй, из-за того, что этот шрифт уже в рукописном варианте имел тщательно проработанную строгую форму. 

Все типографские шрифты начального периода книгопечатания основывались на рукописных образцах. Творчество художников того времени опять-таки в большей степени вдохновлялось рукописными почерками. Но уже в эпоху Возрождения, во второй половине XV века предпринимались попытки конструировать шрифты с помощью циркуля и линейки, а в XVI веке эскизами для гравирования шрифтов служили как нарисованные, так и конструированные знаки. 

К любому шрифту, применяемому для набора, предъявляются вполне определенные требования. Прежде всего к их числу относится такое потребительское свойство как удобочитаемость, т.е. скорость прочтения и усвоение отдельных литер и всего текста в целом. Проводившимися исследованиями установлено, что на удобочитаемость влияет большое число всевозможных факторов и прежде всего гарнитура шрифта, кегль, начертание очка, длина набранной строки, межстрочные и межбуквенные пробелы, размеры полей, оптические свойства бумаги и краски, способ печати. Влияют и субъективные причины, такие, например, как квалификация читателя, его возраст, степень усталости, яркость и размещение освещения и пр. 

Другим существенным требованием является экономичность шрифта, его емкость, т.е. количество знаков, которое можно уместить в строке. Обычно приходится искать компромиссное решение для удовлетворения этого требования и предыдущего, которые часто находятся в противоречии. На первый план здесь выступают такие определяющие моменты, как назначение издания, условия его эксплуатации и категория читателей.

К третьему требованию эстетического плана, носящему более частный характер, относится соответствие рисунка шрифта назначению издания и его содержанию, от которого зависит до известной степени и общее впечатление от прочитанного, и сила воздействия печатного слова на читателя.

Наконец, четвертое чисто технологическое требование сводится к тому, чтобы шрифт был прочным и во время печатания с формы не изменял бы своих параметров: не углублялся бы и не искажался его рисунок, не исчезали полностью ( или частично) печатающие элементы.

Хотя огромное большинство представителей человечества не осознает этого, тем не менее проектирование наборного шрифта-одна из областей графического дизайна, то есть искусства графики. Вместе с тем шрифт-род прикладного искусства, имеющего социальную функцию фиксирования и передачи информации. Основная цель шрифта-донести до читателя информацию, то есть быть прочитанным. Поэтому помимо критериев чисто эстетических, таких, как форма, ритм, соотношение чёрного и белого и других, к наборному шрифту необходимо приложить требования психофизиологии человеческого восприятия, такие, как узнаваемость и различимость отдельных знаков и удобочитаемость всего текста. Кроме того, для шрифта важны также требования, связанные с определённой техникой и технологией его воспроизведения. Забавно, что все эти требования для шрифта одинаково важны для того, чтобы он правильно исполнял свою социальную функцию. 

Чтобы работа была осмысленной, до её начала полезно задать себе ряд конкретных вопросов по поводу будущего проекта (и ответить на них). В дизайне это называется провести предпроектное исследование. Главный из этих вопросов-ДЛЯ КОГО и ДЛЯ ЧЕГО предназначен Ваш проект? Для какого читателя (квалифицированного или нет)? Для какого вида продукции (художественной, технической, научной, справочной литературы, газет, плакатов, наружной рекламы или чего-то ещё)? На каком языке или языках будет набираться текст? На какую наборную технику ориентирован проект (ручной набор, металлический машинный набор разных видов, фотонабор разных видов, цифровой набор, афишный деревянный набор, переводные и выклейные шрифты)? Каким способом печати Ваш шрифт будет воспроизводиться (высокая печать, глубокая, офсет, флексография, электростатическая, струйная)? От ответов на эти и подобные вопросы во многом зависит объём проекта, количество начертаний, состав знаков, внешний вид шрифта, форма отдельных знаков и множество других подробностей. 

До внедрения компьютеров в художественную практику типовой процесс создания русских знаков к латинице начинался так: графический дизайнер находил каталог латинских шрифтов с образцами возможно большего размера и возможно лучшего качества печати. Идеальным оригиналом были листы шрифтов сухого перевода (как они у нас изящно назывались по имени внедрившей их фирмы, «летрасеты»), которые переснимались на штриховую фототехническую пленку с увеличением, чтобы прописной знак шрифта имел не менее 50, а лучше 100 мм по высоте. После этого с негативов контактным способом получали отпечатки на сверхконтрастной фотобумаге, и художник мог начинать свой труд. Однако даже такой почти профессиональный способ воспроизведения давал потери качества из-за фотопроцессов (зажиривание формы, скругление углов). Кроме того, текстовые шрифты (в мелком кегле) невозможно увеличивать таким образом, потому что искажения рисунка будут сравнимы с размерами самих букв. Обычно же шрифт снимали на узкую пленку и потом увеличивали проекционным способом, что опять-таки приводило к сильным искажениям формы знаков. 

С появлением персональных компьютеров и распространением на их основе настольных издательских систем ситуация со шрифтами, казалось бы, должна была перемениться. Внешне это так и произошло: сейчас подавляющее большинство шрифтов производится с помощью компьютера. Однако по-настоящему изменились только инструменты. Место клея, ножниц и рапидографа заняли программные средства, в лучшем случае специально разработанные для проектирования шрифтов (а в худшем-совершенно не приспособленные к этому). Однако главная проблема заключается не в овладении тем или иным средством (инструментом) для проектирования, хотя, конечно, средства должны быть адекватны задаче, и лучше, когда они позволяют соответствующую задачу решить с лучшим качеством, быстрее и с наименьшими усилиями. То есть в случае компьютерного проектирования наборных шрифтов результат должен сответствовать техническим требованиям, быть правильно построен с точки зрения формата, иметь соответствующий набор символов, правильно отображаться на нужных отображающих устройствах и качественно выводиться на нужных выводящих системах. 

Современные программные средства проектирования шрифтов, такие, как Fontographer 3.5 или FontLab 2.5, позволяют делать промеры с большой точностью, например, до 0,01 мм при высоте прописного знака 7,00 мм, что примерно соответствует размеру шрифта (кеглю) 28 пунктов (в сущности, система координат в формате PostScript Type 1 относительная и представляет собой сетку в 1000 единиц при максимальной высоте прописного знака примерно 700 единиц, но для дизайнера это не важно). Надо заметить, что многие производители шрифтов не очень строго придерживаются стандарта в 700 единиц по высоте прописного знака.  

 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010