ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
28

Книга футуристов. Основные Художественно-технические особенности изданий.

В начале ХХ в. печатно-графическое искусство за рубежом развивалось в двух направлениях: в русле эклектики, что наследовалось от 1870-х - 1880-х гг. Х1Х в., и в русле стиля «модерн», определившегося в основных своих пространственных характеристиках во второй половине 1890-х гг.  Этот стиль, называемый еще «югендстиль», «ар нуво» и «стиль века», не потерял значения вплоть до 1925 г.  Кроме того, не следует забывать и о неоклассицизме, обозначившем себя на рубеже веков в Германии, а к 1910-м гг. потеснившем «модерн» в большинстве европейских стран. Однако самые серьезные изменения в стилеобразовании ХХ в. готовил футуризм.

20 февраля 1909 г. итальянский поэт Филиппо Томазо Маринетти опубликовал в парижской газете «Фигаро» манифест футуризма. Это художественное движение коснулось не только литературы, но и пластических искусств, в частности, графики. Экспериментальная работа с художественной формой, ее анализом, разложением на элементы и созданием из этих элементов композиции как новой художественной реальности, шла, по существу, в русле исканий кубистов. Особенностью футуристических произведений является выраженная экспрессивность формы, внимание к проблеме времени в его многозначности, к проблеме пространства в его многомерности, движения - в его стадийности, объединяемого мощным энергетическим потоком.

Создание футуристических образов метафизического характера наблюдаем в графике одного из теоретиков футуризма Умберто Боччиони, включает в себя, помимо динамичных линий и графических фактур, еще и печатные тексты, расположенные в разных плоскостях. Изобразительные композиции из разных элементов создавал Лючио Венна. Буквы и цифры в композициях Маринетти приобретают полную свободу от языка и утверждают себя как независимые элементы.

В России начало XX века это время расцвета изысканно красивой мирискуснической книги.  Однако в Москве, начиная с 1912 г. появилось несколько небольших, малотиражных и курьезных, на первый взгляд, книже­чек, где все было демонстративно наоборот: плохая, неровно обре­занная бумага, от руки коряво нацарапанный литографированный текст и похожие по почерку размашисто-примитивизированные ри­сунки. Отчетливо эпатажные издания воплощали программные уста­новки русских футуристов - художников и поэтов, «пощечину об­щественному вкусу», как был озаглавлен их первый сборник.

Изяществу «красивой книги» были противопоставлены воинству­ющий антиклассицизм, отрицание «вечных» канонов гармоничес­кого равновесия форм, грубая бедность и экспрессия энергичного самовыражения; артистической каллиграфии - шероховатая факту­ра литографского штриха, сознательно-неумелые почерки. Сам текст стихов В. Хлебникова, А. Крученых, раннего В. Маяковского полу­чал в этих книжках особую фактурную осязательность.

Вслед за литографскими опытами футуристы экспериментиру­ют и с набором, стыками литер, продуманно выбираемых из раз­личных гарнитур и кеглей, разрушая плавность течения строки. Прием этот довел до высокой пластической отточенности поэт и художник И.М. Зданевич в нескольких книжечках, напечатанных им в Тифлисе в 1918-1920-х гг. Стремясь к активизации материа­ла, В.В. Каменский напечатал свои стихи на обороте дешевых ме­щанских обоев с крупным, резким по цвету рисунком. Этот опыт дал неожиданно выразительный декоративный эффект. Наконец, использовались в таких книжках геометризированные наклейки цветной бумаги, гектограф, печатание резиновыми штемпельками и проч.

При всем демонстративном антипрофессионализме этих изда­ний, создававшихся при участии таких представителей крайних аван­гардных течений русского искусства, как М.Ф. Ларионов, Н.С. Гон­чарова, О.В. Розанова, К.С. Малевич, П.Н. Филонов, они несли не только разрушительные, но и созидательные тенденции, оплодот­ворившие уже вполне профессиональное развитие книжной культу­ры нового века. Нащупывались новые отношения буквы и звука, слова и графического образа, фактуры штриха и слова. Утверждалась новая роль экспрессивных средств выражения в книге - асиммет­рии, грубой фактуры, энергич­ного графического жеста, огруб­ления и утяжеления формы

Н. С. Гончарова.  Страница книги А. Крученых и В. Маяковский. Обложка к собственной книге «Я!»
Литограия. Москва, 1913 г.

Павел  Филонов Иллюстрации к книге стихов Велимира Хлебникова  «Изборник» 1914 г.

 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010