ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
25

Издания Эльзевиров
Западноевропейская печатная книга 18 века
Книга в Европе и Северной Америке в XVIII веке

XVIII век - время торжества идей буржуазно-демократических революций, победы капиталистических отношений в социальной и экономической сферах жизни стран Европы и -еверной Америки. Непременным условием общественного развития стали свобода информации, доступность образования для всех, в том числе и для широких масс потребителей. Эпоха требовала опережающего развития науки, техники, практических занятий. Для реализации этих исторических условий была необходима книга технологически совершенная, универсальная по содержанию, свободная по направлению. Отрасли деятельности, непосредственно связанные с книгой, в частности книгоиздание, книгопроизводство, книгораспространение, играют все более решающую роль в истории человечества.

Не следует, однако, полагать, что крушение феодальных порядков автоматически приводило к абсолютной свободе печати. В 1793 г. онвент революционной ‘ранции, провозгласив литературный труд высшим интеллектуальным благом, объявил ґсвященным и неприкосновеннымЄ право каждого гражданина сочинить, издать, распространить, наконец, приобрести любую книгу. Однако на деле тот же онвент, затем диктатура первого консула, а впоследствии императора Наполеона Бонапарта и других правительств ‘ранции разных политических направлений приняли ряд жестких мер и законодательных актов, направленных на ограничение свободы печати.
В начале XVIII века на книжном рынке господствовали аристократические книги (, , ) в моде была легкомысленная чувственность (), пристрастие к разнообразным ґкрасивостямЄ, вычурности, манерности (, ). В оформлении этих изданий преобладал стиль рококо (, ,, ). Издатели любили выпускать книги миниатюрные, причудливо обрезанные в виде овала, цветка, сердца и т.д. Все это были книги эротического или сентиментального содержания. -оскошь издания и крошечные тиражи делали эти книги очень дорогими.
’арактерной особенностью содержания аристократических книг был так называемый евфуизм - термин, произошедший от названия модного в то время романа Дж. Лили ґЭвфуэс, или Анатомия умаЄ. Это искусственный, манерный, перегруженный выспренными сравнениями, метафорами и прочими литературными украшениями язык салонов.

В XVIII веке появились альманахи - небольшие сборники карманного формата, содержавшие различные сообщения, статьи, очерки, стихотворения. Были альманахи, состоявшие из галантных анекдотов и новелл для чтения в модных салонах, но были и сборники революционных статей. Постепенно некоторые альманахи стали выходить в свет периодически и превратились в то что мы называем журнал (magazine).
Просветительская книга ее авторами и создателями была принципиально посвящена темам будничным, житейским, а в научных и технических изданиях - наукам ґприкладнымЄ: ремеслу, технологии, ручному труду.

’удожественные произведения просветителей - повести и драмы Вольтера, Гете, романы -уссо, трагедии Шекспира (), комедии Бомарше - были насыщены демократическим духом. Эти издания сохранили тщательность подготовки и совершенство оформления книги XVII века, отбросив ее пышность и вычурность.

В благородной простоте пропорций нашел выражение классицизм - стиль, стремившийся подражать законам античного искусства. нига просветителей была более доступной и дешевой, чем аристократическая. Чтобы облегчить возможность приобретать капитальные, многотомные сочинения и серии, издатели XVIII века ввели в обиход подписные издания.

Агитационная литература в основном состояла из малообъемных и малоформатных изданий, приспособленным к бесцензурным и даже нелегальным способам распространения. XVIII век иногда так и называют: век брошюры и листовки. Писатели-просветители в своих объемных изданиях вынуждены были пользоваться так называемым эзоповым языком, чтобы уберечь свои книги от цензуры. -оздатели же брошюр и листовок, наоборот, вырабатывали стиль емкий и простой, понятный и малограмотному читателю.

В Англии особое распространение получили памфлеты - остросатирические очерки обличительного типа, названные так по имени одного из авторов - парламентария лорда Памфлета (1668 г.). Знаменитейшим из таких памфлетов был роман Дж. -вифта ґПутешествие Лемюэля ГулливераЄ (1727 г.), воспринимавшийся как сатира на высшее английское общество.

Большую роль в развитии книжности эпохи Просвещения сыграли энциклопедии (). Энциклопедия означает систематизированный свод знаний. “ип энциклопедических изданий оказался очень популярным в условиях Просвещения. Первое издание под этим названием известно с 1620 г. (Нидерланды). Наибольший успех имело издание Дидро () и Д`Аламбера, предпринимавшиеся в 1751-1780 гг. под названием ґЭнциклопедия, или “олковый словарь наук, искусств и ремеселЄ. Оно имело девиз: ґВсякая власть, основанная на насилии, насилием же и свергаетсяЄ. В подготовке издания принимали участие ученые, писатели, инженеры, путешественники ‘ранции и других стран. Читателей привлекали многочисленные приложения, где наглядно показывалась технология различных производств, инструменты и способы их изготовления, раскрывались практические стороны знания. -татьи, посвященные книге (ґкнигопечатаниеЄ, ґкнижная торговляЄ), были написаны самим Дидро. -еакционеры встретили в штыки замечательное начинание энциклопедистов, нападки цензуры заставили Д`Аламбера отойти от издания, и Дидро хотел прекратить его, возвратив аванс подписчикам. Но подписчики отказались принимать деньги, при их поддержке и сочувствии общественности издание было закончено. В нем всего 28 томов, из которых 11 занимают иллюстрации (гравюры).
Энциклопедии получили распространение во всех странах. В 1772 г. начала выходить Британская энциклопедия в Лондоне, а с начала XIX столетия энциклопедии выходят в Германии, Испании, России.

Опыт книгоиздания европейских стран был положен в основу развития книги на -еверо-Американском континенте. Годы войны за независимость (1775-1783) и становление буржуазно-демократической республики отразились на характере издаваемых книг. -реди изданий, которые рассматриваются как памятники национальной истории, - ґДекларация независимостиЄ (1776), написанная “. Джефферсоном , политический памфлет “. Пейна ґЗдравый смыслЄ (1776), его же ґПрава человекаЄ (1791), признанный манифестом американской демократии . Видную роль в развитии американской книги сыграл Бенджамин ‘ранклин (1706-1790). -амоучка, типографский рабочий, благодаря упорному труду и незаурядным способностям он пробил себе дорогу в жизни и стал виднейшим политическим деятелем и одним из создателей -оединенных Штатов Америки. Наряду с политической и просветительской деятельностью Б. ‘ранклин занимался наукой и изобрел громоотвод, что позволило А. -адищеву написать о нем: ґБ. ‘ранклин исторгнул молнию с неба и скипетр у тиранаЄ. Его ґАвтобиографияЄ (1775), оставшаяся незавершенной, провозгласила идеал человека, свободного от рабства и наделенного неотъемлемыми правами.
В 1728 г. ‘ранклин открыл в г. ‘иладельфии типографию, затем при ней книжный магазин и первую в Америке публичную библиотеку. Он не стремился превратить свои предприятия в дело наживы и заявлял, что основная его цель - дело просвещения. ‘ранклин издавал одну из первых американских газет, а в 1732-1758 гг. получивший широкую известность сборник ґАльманах бедного -ичардаЄ. Многочисленные конкуренты и политические противники отнеслись к его начинанию враждебно, и он вынужден был передать дело своим ученикам и партнерам.

Развитие книжной торговли в Америке шло традиционным путем - через книжные лавки. Начиная с 1713 г. стали проводиться книжные аукционы, получившие широкое распространение. До 1800 г. было проведено 865 аукционов книг.

В течение нескольких столетий печатный станок безупречно служил человечеству, пока не настало время, когда, по словам О. де Бальзака, ґпрожорливые механические станки в наши дни вытеснили из памяти тот механизм, которому мы обязаны прекрасными изданиями Эльзевиров, Плантенов, Альдов и ДидоЄ. Важным шагом на пути прогресса явилось введение стереотипии - изготовления копий набора с целью получения неограниченного числа оттисков с них. Шероховатость и грубость книжной бумаги XVIII века, с одной стороны, и мягкость, податливость типографского сплава - с другой, не позволяли получать с одной печатной формы более 300-400 экземпляров оттисков. Набор быстро ґуставалЄ, как говорят полиграфисты, поэтому его приходилось изготовлять заново.

Получение матриц с выгравированных литер или изображения было в принципе известно современникам Гутенберга, оно было положено в основу шрифтолитейного дела. Но изготовление матриц с металлического набора или клише в целом сначала из прессованной бумаги (картона), а потом и металла технологически оформилось только в XVIII веке. - готовых матриц получалось практически сколько угодно отливок (стереотипов) печатной формы.

Первые опыты изготовления стереотипов связаны с именами европейцев - голландца Иоганна Мюллера и шотландца ”ильяма Геда, а также француза ‘ирмена Дидо.

Не менее важное значение имела и типометрия. “ипометрия - система единых измерений шрифта, формата, объема как основа стандартизации печатного процесса - родилась не сразу. Еще около 1500 г. венецианские издатели Альды, установив систему форматов книжного издания, кратную двум, сделали первый шаг в этом направлении. В 1737 г. типограф и словолитчик Пьер ‘урнье в Париже предложил систему измерений шрифта, при которой единицей является ґпунктЄ (точка), одна семьдесят вторая часть французского ґкоролевского дюймаЄ (в переводе на современные мерки - 0,376 мм). Это изобретение было подхвачено книготорговцем ‘ирменом Дидо и его родственниками, которые и разработали типометрию как систему. 12 пунктов у них составляли 1 цицеро, 4 цицеро - 1 квадрат. “аким образом, у них в квадрате оказывалось 48 пунктов. “ипометрия Дидо используется и поныне.

Введение и широкое распространение стереотипии и типометрии одновременно с появлением цельнометаллического печатного стана, который изобрел англичанин Ч. -тенхоуп в†1800 г., на фоне общей демократизации печати и установления правовых норм книгопечатания и книгораспространения в странах, где победили буржуазные отношения, явились прологом к общему развитию книги в Новое время.
‘ридрих ениг (1774-1833 гг.) - изобретатель скоропечатной машины, дающей до 800 оттисков в час, что в 5 раз больше, чем на ручном станке Печатная машина ‘. енига Одна из секций ротационной машиныИллюстрация к книге ґИстория британских птицЄ (1797-1804), выполненная в технике торцовой гравюры на дереве “омасом БьюикомШедевр “омаса Бьюика ґЧиллингемский быкЄ - торцовая гравюра на деревеИллюстрация, выполненная в технике торцовой гравюры из книги ґОбщая история четвероногихЄ “омаса Бьюика. Напечатана в Ньюкасле в 1790 г.“. Бьюик - иллюстратор книг по естествознанию: ґОбщая история четвероногихЄ (1790), и двухтомного издания ґИстория птиц британииЄ: т. 1 - ґНаземные птицыЄ (1797) и т. 2 - ґВодоплавающие птицыЄ (1804 г.)Алоиз Зенефельдер (1771-1834)Иллюстрация, прославляющая искусство литографии и ее изобретателя Алоиза Зенефельдера амера-обскура Л.Ж.Дагера (1839 г.) Оттмар Мергенталер (1854-1899 гг.) - создатель строкоотливной машины - линотипаПервый линотипМодель линотипа, построенная в -ША в 1884 г. Отмаром Мергенталером “итульный лист поэмы ґИерусалимЄ ”ильяма Блейка (1757-1827 гг.)Иллюстрация к книге ґЕвропаЄ, выполненная ”ильямом Блейком в технике раскрашенного офортаИллюстрация к ґПиндарической одеЄ Грэя, выполненная ”ильямом Блейком Иллюстрация к ґПотерянному раюЄ Мильтона, выполненная ”ильямом Блейком Иллюстрация к ґ ниге откровенияЄ, выполненная в технике раскрашенного офорта. ”ильям Блейк (1757-1827 гг.) ґ‘ранцузское изданиеЄ L'ANE Lucius Paris, Maison Quatin, 1887ґ‘орзац французского изданияЄ L'ANE Lucius Paris, Maison Quatin, 1887Луи Буальи. -аскрашенная литография ґЛакомствоЄ (1824 г.)Джеймс Джилрей. Вершина французской славы (1793 г.). -аскрашенный офорт.‘игурный латинский алфавит, использующий декоративный мотив ґдьяволиадыЄ. Париж, 1836 г.‘игурный алфавит. -исунок ’.Дальпуса (ок. 1840 г.)“итульный лист, выполненный “они Жоанно (1803-1852 гг.), известного как иллюстратора книги Ш. Нодье ґИстория короля Богемии и его семи замковЄ, изданной в 1830 году Иллюстрация к книге ґПутешествиеЄ А. де Мюссе, выполненная в технике офорта по рисунку художника “они Жоанно -траница из книги Ж. Бернардена де -ен-Пьера ґПоль и ВиржиниЄ, выполненная по рисункам “они Жоанно. нига, напечатанная Л. юрмером, является жемчужиной французского книгоиздания ’IX векаГравюра по рисункам “они Жоанно к книге Ж. Бернардена де -ен-Пьера ґПоль и ВиржиниЄИллюстрация к книге ґПоль и ВиржиниЄ Бернардена де -ен-Пьера, выполненная гравером Л. Пелье по рисунку “они Жоанноґ‘ауст и Мефистофель в камере у МаргаритыЄ. Из сюиты к ґ‘аустуЄ Гете. “ехника литографии. Эжен ДелакруаОноре Домье. Литография, олицетворяющая прошлое, настоящее, будущее.Оноре Домье. Литография, ручная раскраскаО. Домье. Лист из серии ґ-упружеские нравыЄ. Литография, ручная раскраска.ґМаргарита и МефистофельЄ. Из сюиты к ґ‘аустуЄ Гете, выполненная Эженом Делакруа в большом формате‘ронтиспис к сочинениям В. Гюго, выполненный гравером -елестеном Нантейлем (1813-1873 гг.)Иллюстрация к ґЖиль БлазуЄ Лесажа, выполненная Жаном Жигу (1806-1894 гг.), снабдившего издание 600 виньетками. нига была издана Поленом в 1835 годуИллюстрация к ґЖиль БлазуЄ Лесажа, выполненная художником Жаном Жигу “итульный лист к ґШагреневой кожеЄ О. де Бальзака, выполненный в технике офорта по рисунку Ж. ЛанжаИллюстрация к ґШагреневой кожеЄ О. де Бальзака (1838 г.). Офорт. Ж. Ланж Поль Гаварни (1804-1866 гг.)Литография ґШотландский костюмЄ Поля Гаварни (1864-1866, настоящее имя Ипполит-Гийом -юльпис Шевалье)Литография Поля Гаварни. Лист из серии Модное обозрение.


 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010