ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
14

ТЕОРИЯ КОМПОЗИЦИИ В.А. ФАВОРСКОГО в разделе: ИЛЛЮСТРАЦИЯ.

Согласно В.А. Фаворскому, искусство (и рисунок, в частности) - это особый метод познания натуры; цель рисунка состоит в том, чтобы предать сущность действительности, понять ее в целостности; приступая к рисунку, художнику следует освободиться от предвзятого мнения о вещах, на которые он смотрит, забыть, чтобы самостоятельно раскрыть их сущность по-новому. Однажды Фаворский сказал, что только тогда, когда он понял, что рисунок есть лепка из белого, он, действительно, начал рисовать.
Рисунок Фаворский уподобляет пространственному рельефу: «…существенно рисовать в разных местах, нажимая на лист так, чтобы идти как бы постепенно и лепить пространственный рельеф. При этом много места остается белым, но форма подсказывается». Внимательно рассматривает Фаворский язык рисунка, его основные первоэлементы - линию и пятно, контур и тон: «В рисунке очень важен контур и тон. Рисунков тоновый мне чужд… Если взять историю рисунка, то он всегда пользовался линией… Тон был нанесен штрихами, и контур играл большую роль…»

Говоря о тоне рисунка, Фаворский исходит из того, что есть три основные световые градации - тень, полутон и световой блик. От художника зависит то, как организовать к композиции время их зрительного восприятия. Фаворский считает, что могут быть случаи, когда тени выгодно «оставить на рисунке белыми, оконтурив их цветом так, чтобы они, как пятна, в целом имели отношение к полутонам, к свету, так, как я хочу.
В рисунке как искусстве пластическом, по Фаворскому, все должно подчиняться изображению времени, имеющего разные формы, которые можно обозначить посредством возбуждения в зрителе двигательного преживания.

Об иллюстрации, о стиле, об изображении
Реалистическое изображение должно иметь в основе предметно-пространственную форму понимания действительности. Художественное понимание действительности столкнется с предметом и пространством и отношением одного к другому. Форма, отношения предмета к пространству и будет выражать основной стиль произведения и будет образной формой мировоззрения.
Предмет и пространство должны мы понимать очень широко. В живописи и скульптуре - это вещи в окружающей нас действительности, люди; в архитектуре - это детальные архитектурные организмы, входящие в пространство архитектуры как масштабные единицы (колонны, окна, двери); в орнаменте - метр; в литературе - герой, человек и среда, и с другой стороны - слово и речь, подлежащее и предложение.
Когда в искусстве пытаются ограничиться только пространством, не касаясь предмета, то пространство перестает пониматься как мир, деградирует до среды, погоды, атмосферы.

Если ограничиться только предметом, отказавшись от пространства, приходим с схематизму предмета, к модели вещи.
Предмет и пространство - это как бы два полюса, полярным притяжением образующие форму. Эти полярные полярные моменты не прикладываются механистически друг к другу, а проникают друг в друга таки образом, что предмет становится пространственным, а пространство - предметно.

В греческом искусстве фигура человека, являясь четко выраженным предметом, своей вертикалью, контрами, поверхностно обособленными в самостоятельное целое, проникается пространственными ритмами; вертикаль становится вертикалью пространства, фигура и лицо получают пространственную глубину контуры ограничивая тело, превращают человека в единицу пространства. Предмет насквозь пространственен. Пространство - предметно (человечно).
Пространство измеряется во всех направлениях человеком. Пространство структурно. Такое равновесие этих двух начал и объясняет ту красоту человеческих форм, которую мы встречаем.

…Египетское искусство в его основной тенденции. Пространство - бесконечно, неизмеримо, неизведанно, но в то же время материально-конкретно; человек - это часть этого пространства, но ни в коем случае не ритмичен с пространством, не является его мерой, человек как бы в пустыне. Изобразительная поверхность неограниченна (изобразительной поверхностью часто служит объем), и, сливаясь с ней, будучи в сущности куском, контурами выделяется человек, причем его власть над пространством выражается только в непосредственном жесте, в шаге.
Нет ли туту аналогий с литературной формой эпоча, с эпической формой? Герой и рок, неизвестность и в то же время конкретность рока, конкретность сказочного пространства (леча дремучие, горы толкучие и пр.).

…Итальянский Ренессанс, новеллы Боккаччо: герой там определяеися внешнимим признаками, внутрь его не входят, он наружу оборудован, красив, силен, ловок, хитер, и он действует, интригует, путешествует, он конкретен, а пространство - это. Собственно, пустота, возможность всякого действия; пряпятствия - это таки же люди, с которыми приходится бороться, соперничать.

… Объемники Ренессанаса - Гоццоли, Учелло, Гирландайо и т.р. - где объемный предмет, профилями своими противопоставляющий себя окружающей пустоте; контура не рисуют, промежутков пространства не оформляют, они - как остаток от объемов. Идет построение пространства предметом, но предмет не становится единицей пространства, его мерой, а противополагается ему; пространство отнюдь не материально.

Возьмем барочную форму изображения при самом ее начале, Микельанджелло, пророки, хотя бы Иеремию. Каково здесь отношение предмета к пространству? Предмет-человек стал центром пространства и потому стал пространством, а границы пространства - его контуром, поэтому не только непосредственные действия героя, но и состояния распространяются по окружающему пространству и строят его. С этим имеют много общего романтические формы в литературе, где герой психологический, соей индивидуальностью окрашивает всю окружающую атмосферу.
Интересные аналогии имеем в живописи и в литератур XIX века, где все конкретнее и материальнее становится пространство, так что часто (в литературе) среда совсем уничтожает героя, а в живописи (у Сезана) промежутки становятся материальнее формы предмета.
Усиливается эта тенденция приводит к натурализму, отмечающему предмет, низводящему пространство до материала, до массы. Так, например, «Париж» Жюля Ромена или плоский кубизм в живописи.

Предметы даны бегло. Но они не должны позволить думать, что виды предметно-пространственной формы ограничены или схематичны.
Микельанджело имеет аналогии и с Византией, и с Рубенсом, и с Делакруа. Но его предметно-пространственная форма единственная.
В отношении иллюстрации - может быть поднят очень интересный вопрос о раскрытии стиля научной и политической мысли.

 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010