ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
10

Титульные элементы книги (авантитул, титул, шмуцтитул). История, современное состояние.

Энциклопедия «Книга»

Авантитул
Первая страница двойного титульного листа. Позволяет разгрузить основной титульный лист. На авантитуле могут быть напечатаны надзаголовочные данные, выходные данные. Кроме того, помещают издательскую марку, иногда повторяют фамилию автора и заглавие. Другое название авантитула - фортитул.

Шмуцтитул
От нем. - грязь. В старопечатных книгах добавочный титул, помещаемый перед титульным листом для предохранения его от загрязнения, порчи. Современный шмуцтитул предваряет часть, главу издания, содержит краткое название этой части или главы, эпиграф и т. д. Располагается, как правило, на правой печатной полосе, колонцифру, колонтитул, норму и сигнатуру на нем не ставят. По исполнению может быть наборным, рисованным, комбинированным, декоративным или сюжетным. При экономном оформлении издания заменяют шапкой.

Титульный лист
От лат. titulus - надпись, заглавие. Заглавный лист издания, содержащий основные сведения о нем. В папирусных или пергаментных свитках роль титульного листа выполнял ярлык с заглавием, привязанный шнурком к свитка. В ранней печатной книге его прообразом были инципиты (ее начальные слова) и колофоны. Первый полный титульный лист появляется в книге венецианского типографа Э. Ратдольта в 1476 г.
Современный титульный лист по своей структуре может быть одинарным, двойным, разворотным или распашным (левая часть его называется контртитулом). По исполнению может быть наборным, рисованным и комбинированным, по красочности - одно- и многокрасочным, по характеру оформления - шрифтовым, декоративно-шрифтовым и сюжетным.
Включает (в зависимости от издания) имя и фамилию автора, заглавие, подзаголовочные данные (подвид издания, жанр произведения, число томов, номер тома, имя и фамилию составителя, переводчика, художника, титульного редактора, язык, с которого переведена книга, состав редколлегии, данные о повторности издания и т. д.); выходные данные (место издания, название издательства, издательскую марку, год выпуска).

Колофон
От греч. - завершение. В рукописных и старопечатных книгах текст на последней странице, содержащий название книги, сведения об авторе, месте и времени переписки (печатания), писце (типографе) и др.
По отношению к русским книгам более употребительно «выходная запись».

В. Кричевский

Титул - заглавный компонент книжного издания. Обыкновенно он занимает одну-две страницы, но может разрастаться до нескольких. Этим многостраничным, пышно оформленным и украшенным картинками «входам» в книгу (столь некогда любимым советскими художниками книги) обычно трудно найти оправдание. И все-таки термин «титульный лист» неудачен, так как он определенно указывает на всего лишь одну страницу с оборотом.

Первая из известных «титулованных» книг датирована 1476 годом. К этому времени печать и книжная торговля приняли такие масштабы, что книга больше не могла довольствоваться скромным колофоном, затерянным на последней странице. Кстати, первый колофон, включающий все выходные данные, появился в 1457 г.

В ранних печатных книгах первую страницу, подверженную загрязнению, оставляли незапечатанной. Теперь пустому месту нашли достойное применение. Впоследствии (с начала XVIII века) стало хорошим тоном переносить титул на третью страницу, прикрывая его так называемым авантитулом, (по-немецки Schmutztitel, что буквально значит «грязный титул»). Со временем авантитул принял образ скромной прелюдии к большому типографическому событию. Таким образом, история титула знаменует превращение бросовой страницы в едва ли не главную - в «герольд текста», но меткому выражению Яна Чихольда.

«История книгопечатания в значительной степени представляет собой историю титульного листа». Хрестоматийное высказывание британского типографа Стэнли Морисона справедливо в том отношении, что в титуле отчетливо отражается стилистическая тенденция. Титул приковывает особое внимание типографов и исследователей и иногда, увы, отвлекает их от рядовых полос.

Состав данных, выносимых на титул, сформировался не сразу. Первые «герольды» не отличались громогласностью и не слишком выделялись на фоне других страниц. Но уже к началу XVI века сложилась классическая форма бокала, вазы, дерева, оживленная издательской маркой в суженной. Главная страница не обошлась без крупных шрифтов, которые так и стали называть - титульными.

Эпоха барокко породила пространные титулы, набранные шрифтами разных кеглей и, условно говоря, начертаний. Стилистическое единство шрифтового ансамбля все еще соблюдалось, не считая характерных случаев примешивания готического шрифта к антикве. Строки все плотнее нанизывались на центральную ось. Можно сказать, что к этому времени принципиальные возможности зеркально-симметричной композиции были исчерпаны.

Классицистический титул обрел воздушность и величественную строгость, сменившиеся вскоре ампирным великолепием. Затем, в развитие романтической линии, настало время эклектики. Оно запомнилось, прежде всего, «легкомысленными» смешениями разных шрифтов как старого, так и вызывающе нового рисунка.

XX век отреагировал на «бесстильность и потерю чувства меры», с одной стороны, возвращением к ренессансным истокам, с другой - модернистским натиском, в результате которого типографическая композиция лишилась жесткого и единого вертикального хребта.
Наше время одинаково благосклонно как к классической традиции, так и рационалистическому минимализму. Оно зовет (правда, все тише и тише) к свободной игре с прошлыми стилями и проявлениям безудержной типографической фантазии. Правда, эксперимент с титулом несколько сдерживается представлением о «благородной книжности» и самим каноном титульного текста. Титул родствен книжной полосе, но также - обложке, афише, рекламному объявлению. Его история знаменует зарождение и развитие акцидентного направления, а возможности акциденции (даже в умеренных формах) в принципе необозримы

 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010