ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
08

Эстетика акцидентного набора (функция и форма). Сочетание факторов функциональности и декоративности. Технические требования к набору. В. Кричевский

Акциденцией называли мелкие, некнижные формы печати (от билета до афиши), обслуживающие текущие потребности быта, культуры, промышленности и торговли. Русские печатники позаимствовали термин у немцев. И «акциденция», и ее эквиваленты в других языках намекают на нечто незначительное, преходящее, эфемерное. Но, вместе с тем, акциденция требует от типографа особой художественной чуткости, изобретательности и высочайшего технического мастерства.
Выходит, что акциденция - низкий жанр в смысле его отстраненности от «высокой книжности» и одновременно самый высокий по требуемой творческой отдаче. Высокий к тому же и потому, что к нему, кроме всего прочего, относят оформление титульных элементов книг, называя это книжной акциденцией.

Характеризуя акциденцию нужно иметь в виду и обширную номенклатуру малых форм печати, и неограниченность типографа в выразительных средствах, и особенности текстового материала, и особую целевую установку: не только и не столько информировать, сколько привлекать внимание, заинтересовывать, убеждать, развлекать и, если надо, шокировать. Да, довольно часто оформитель печати обязан позаботиться в первую очередь об изяществе, оригинальности, стилевой характерности, сверхсодержательности, экстравагантности типографического решения. Лучшую возможность реализовать эта качества предоставляет небольшой текст, короткий фрагмент, текст-надпись. Пространный текст стремится стать сплошным и препятствует типографическим изыскам и вольностям. Текст лозунга, объявления, заголовка - стимулирует их. Обычно акцидентный мастер имеет дело с малым количеством слов при явном избытке места для их оформления и расположения.

Итак, акциденция - типографика для смотрения, типографика, переходящая в графическую риторику и воспаряющая над правилами набора; не рутинная типографика, отдушина для ищущего типографа; типографика, снисходящая до повседневных забот и в то же время по словам: М.Жукова, способная наилучшим образом «служить быстрому распространению определенных художественных принципов».
Пока есть акциденция, в типографике остается место для самовыражения типографа и, значит, акциденция суть в некотором роде типографика для самой себя.

Акцидентный шрифт

Наборный шрифт, специально предназначенный для акциденции и, строго говоря, непригодный для других целей. Он отклоняется от «генеральной линии» развития шрифта и поэтому выглядит несколько чужеродным в благородном семействе антикв и гротесков. Конвенциональную форму декорируют, гипертрофируют, искажают, иной раз затрагивая даже графему. Мастерство шрифтового дизайнера проявляется именно в том, что и с утратой аутентичности шрифт остается шрифтом. Однако акцидентный шрифт, по определению, служит не столько удобочитаемости, сколько зрелищности. О успешно справляется со своей ролью лишь в достаточно крупном кегле, по в наборе петитом или корпусом встречается крайне редко.
Некоторые акцидентные шрифты настолько совершенны и органичны, что со временем переходят в разряд классических акцидентных иди же становятся титульными и даже текстовыми (подобная метаморфоза случилась, например, с гротеском). И наоборот: многие текстовые шрифты, некогда вышедшие из моды, не исчезают с типографической сцены бесследно, а переходят - в чистом или модифицированном виде - в ранг акцидентных.

К акцидентным шрифтам относятся (в примерном порядке убывания «акцидентности») фигурные, фантазийные, имитационные, орнаментированные, объемные, оттененные, шатированные, рукописные, итальянские, контурные и многие другие шрифты, не поддающиеся классификации в силу их необычности. Сюда же примыкают крупные шрифты, предназначенные для набора, афиш, и шрифты с чрезмерно выраженными начертательными признаками: сверхузкий и сверхширокий, сверхсветлый и сверхжирный.
С появлением фотографического и дигитального набора акцидентных шрифтов становится неизмеримо больше чем прежде, а до начала XIX века типографика обходилась вовсе без них, не считая немногих и весьма благообразных орнаментированных и каллиграфических шрифтов эпохи барокко.

Акцидентные шрифты явились, с одной стороны, по зову рекламы, с другой - как ответ на вызов, брошенный литографией, техникой, допускавшей гораздо больше «вольностей», чем металлический набор.

 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010