ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
06

Типографика. Определение понятия. Средства типографики и их выразительные возможности.

Владимир Кричевский: Типографика в терминах и образах.

По-английски - typography; по-немецки, по-голландски, по-чешски - typografie; по-итальянски - tipografia; по-русски...
Типографика - графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки (монтажа), проектирование или непосредственное моделирование облика произведения печати. В конце XIX века машинная революция в полиграфии на целое столетие поделила типографов на творцов и механических исполнителей. Произошедшая на наших глазах компьютерная революция способствует возвращению мыслящего и чувствующего типографа к наборной технике. Так или иначе к типографике причастны печатники и наборщики, авторы и редакторы, художественные и технические редакторы, художники-графики и оформители, каллиграфы и проектировщики шрифта, художники книги и дизайнеры-графики.
Как область графического дизайна, типографика автономна прежде всего по отношению к иллюстрированию «изобразительной» графике. Она представляет собой архитектонический компонент графической деятельности и выступает как важнейший стилеобразующий фактор прикладной графики. «Если в том, что я создаю, - говорит швейцарский типограф Вольфганг Вайнгарт, - присутствует хотя бы мельчайший наборный элемент, то для меня это типографика» - Более того, от решения типографической задачи невозможно уйти, даже если графическая работа бессловесна. С учетом же того, что существование произведения печати без единого слова довольно проблематично, а без картинки - более чем естественно, то значение типографики в графическом дизайне трудно переоценить. Вот почему и на практике, и в теории понятия «типографика» и «графический дизайн» имеют тенденцию к сближению вплоть до отождествления.

В течение нескольких веков термин был синонимом книгопечатания, а «в современном понимании типографика, - по замечанию типографа М.Жукова, - много старше книгопечатания (...), а возможно в чем-то даже старше и собственно письма» - Тем не менее термин конкретен и самовыразителен. В основе понятия - представление о типе, как о предзаданной форме и/или многократно повторенном оттиске. Значит, в первом корне слова «типографика» слиты понятия «набор» и «печать».

Что делает типограф? - Выбирает шрифт, устанавливает форматы, набирает и верстает, то есть компонует готовые буквы, слова, куски текста, линейки друг относительно друга и относительно колонки, страницы, разворота, листа. Пространственная организация текста - ключевой и наиболее творческий момент деятельности. В этом смысле типографика - графика расположения, искусство экспозиции двухмерных форм на плоскости.

Но такова лишь внешняя, механическая сторона типографического творчества. По существу же типограф занят: постижением визуального измерения вербальной речи, работой над текстом, требующей по меньшей мере проникновения в его структуру; более или менее активной интерпретацией смысла написанного; художественным творчеством, сопоставимым по деликатности и чистоте с музыкой; творческим посредничеством между издателем (иноформодателем) и типографией.

Таким образом, типограф, будь то одиночка или, как часто бывает, коллективный автор, сочетает навыки лингвиста (язык типографики - это прежде всего язык выделений, типограф, задумывающийся над ними, вступает в область лингвистики), художника, технолога-полиграфиста. Разные начала деятельности пронизывают друг друга, так что установить приоритеты в общем плане невозможно. Все типографы заботятся о визуальной самоценности своих произведений и вместе с тем судят о типографике по-разному: то возводят ее в ранг точной науки, то возвышают до элитарного искусства, то гордятся своей скромной принадлежностью к цеху печатников.

Отсюда и проистекает разнохарактерность типографических образов, среди которых можно, к примеру, встретить похожую на механизм математическую формулу, правильно ошрифтованную колонку словаря, изобретательно построенное транспортное расписание, деловой и вместе с тем импозантный фирменный бланк, изящно строгую полосу библиофильского издания, игривое приглашение на выставку, заумный этюд, созданный исключительно в порядке поэтического самовыражения типографа.

Жанровые барьеры внутри типографики столь же легко проницаемы (на пользу ей), как и внешние границы деятельности. Чтобы обрисовать пограничную ситуацию, необходимо опротестовать каждое из слов, на которых держится дефиниция, данная в начале статьи.

Не только набор. Каллиграфы и графики, предпочитающие рисованный шрифт наборному, - кровные родственники типографов, хотя бы потому, что и те, и другие сталкиваются с одной и той же проблемой пространственной организации текста. К тому же сегодня нет препятствий для прямого воспроизведения написанного от руки. Более того, компьютерная техника легко превращает рисованный шрифт в наборный. И наборный в рисованный - в том смысле, что появилась возможность модификации формы самой литеры.

Не только печать. Специфика типографики сохраняется независимо от того, нацелена она на тиражирование или нет. Впрочем, здесь можно говорить о тиражировании методом публичной демонстрации. Многие уникальные объекты, такие, например, как вывески, указатели направлений, выставочные стенды, графически оформляются в технике набора.
Не только текст. Речь идет о двух моментах, раздвигающих рамки понятия.

Во-первых, создатели наборного шрифта обычно тоже именуют себя типографами, и лучшие из них преуспевают также и в области оформления текста. Туре design - не столько приграничный участок, сколько столица типографического государства. Фотографическая и дигитальная техники превращают проектирование наборных шрифтов во все более массовое профессиональное занятие, интегрированное в собственно типографику.

Во-вторых, с древнейших времен «визуальные коммуникаторы» почитают иллюстрацию наряду со словом. В деле расположения заданных картинок компетенция типографа абсолютна, чего не скажешь о тех случаях, когда дизайнер сам волен выбирать, создавать и обрабатывать иллюстративный материал, хитросплетать надписи с картинками, как это бывает на плакатах, обложках, упаковках и т.п. Сложный пластический синтез слова и изображения возможен, когда типограф и иллюстратор либо тесно сотрудничают, либо совмещают обе профессии. Кстати, возможности современной техники верстки и печати таковы, что различие между плакатом и страницей книги начинает нивелироваться. Соответственно размывается грань между типографикой как таковой и иллюстрированием.

Не только графика. Типографика и объемный дизайн сочетаются в разных формах. Сама работа с кодексом - с этой многослойной изобразительной поверхностью - сопряжена с выходом в третье измерение. Оформление выставки можно трактовать как создание книги в масштабе интерьера, и именно это существенное подобие позволяет типографам успешно выступать в жанре экспо-дизайна.

Нет нужды раскрывать роль типографа в графической разработке упаковок, вещей, стендов, архитектурных объектов, несущих надписи, в том числе и трехмерные (объемные буквы, надписи-скульптуры и т.п.).

Не только оформление. Скованный в своем творчестве алфавитом, системой письма, нормами правописания, правилами набора, а главное, особенностями текстового оригинала, типограф преобразует одну графическую версию в другую, более совершенную, и потому выступает в скромной роли оформителя. Типографика обслуживает чтение и обычно несет свою службу довольно незаметно. Чтобы обратить слово в зрелище (а возможности такого обращения безграничны), нужны особые предпосылки. Читатель замечает типографику лишь при встрече с акцидентными построениями, логотипами, шрифтовыми иллюстрациями, изысками библиофильской печати и другими вещами, выполненными с установкой на убеждение, стимулирование чтения, удовлетворение эстетических запросов. Судя хотя бы только по работам такого рода, творчество типографа не сводимо лишь к поиску адекватной формы, предопределенной данностями текстового материала.
Типографика с ее особыми материалами, техникой и языком давно стала достоянием пластических искусств. Об этом свидетельствуют не только произведения прикладной графики, но и свободные шрифтовые композиции, типограммы, коллажи, опыты конкретной поэзии, творения художников-концептуалистов и пр.

Стенли Морисон

Типографика - искусство подобающего расположения наборного материала сообразно конкретному назначению. (Определение, ставшее классическим  в XX веке.)

Эмиль Рудер

Задача типографики ясна и недвусмысленна: служить передаче письменной информации.

Типографика ограничена в пространстве двух измерений.

Типографическое оформление обязывает к пониманию задач, подлежащих решению в наборе и состоящих в таком порядке: в каком отношении находится один элемент к другому? Как данный кегель шрифта соотносится с другим и с третьим? Каков характер взаимоотношений между запечатанной и незапечатанной поверхностями? В каком отношении друг к другу состоят различные тона серого?

Энциклопедия «Книга»

Типографика (от греч. - искусство письма отпечатками) - искусство расположения шрифта и др. компонентов полиграфического набора не некой площади или в некоем пространстве. Для художника-типографа, чья деятельность связана, в первую очередь, с созданием печатной продукции, литеры, клише, политипажи, наборные линейки и пр. оказываются как бы составляющими художественного языка.

Типографика - древнейшая разновидность индустриального дизайна, т. к. типограф проектирует произведение в расчете на то, что последнее обретет свою готовую форму, во-первых, в результате промышленного исполнения, во-вторых, не в том материале, в котором осуществлен первоначальный проект, в-третьих, не в уникальном, а в тиражном, серийном воплощении.

Максим Жуков из статьи «Типографика Эмиля Рудера»

Можно привести немало примеров разнооб­разного употребления термина «типографика», более узкого или широкого его толкова­ния.

Типографика -
система оформления набора и верстки печат­ного издания в целом или его элементов (например: типографика федоровского «Апостола», типографика таблиц в «Генеральных сигналах, надзираемых во флоте» и т.п.).

Типографика -
совокупность художественных особенностей наборного оформления серии, цикла или группы изданий или их элементов (напри­мер: типографика альдин, типографика об­ложки начала XIX века, типографика серий­ных выпусков Инзель Ферлаг и т.п.).

Типографика -
круг видовых особенностей наборного оформления разных печатных форм (например: типографика газеты, типографика пла­ката, типографика упаковки, типографика банкнот и т.п.).

Типографика -
художественное произведение, продукт творческого труда художника-типогра­фа - оформителя издания или серии изда­ний. Это значение термина находит выраже­ние в выходных данных книг и серий (напри­мер: иллюстрации Иванова, типографика Петрова; фотографии Федорова, типографи­ка Сидорова; и т.п.).

Типографика -
вид художественного творчества. В обзоре творческого пути художника, его искусства естественны анализ его типографики и типографики иных мастеров и их сравнение (срав­ните, например: живопись Иванова, скульп­тура Семенова, стенопись Петрова, керами­ка Сидорова, типографика Федорова).

Типографика -
воплощение художественного стиля опреде­ленной школы, направления в искусстве пе­чати (сравните, например: живопись пере­движников, конструктивистская архитектура, типографика дадаизма и т.п.).

Все это - принятые толкования понятия «ти­пографика», связанные с привычным для нас соотнесением ее с печатным делом либо с творчеством художника-типографа. Имеются, однако, основания для более широкой трактовки этого термина, выходящей за пределы полиграфии и работы художника печати.

(Можно, например, говорить о типографике алфавита определенной системы письменно­сти - в частности, о типографике глаголицы, кириллицы, латиницы, арабской, тамильской и т.д., имея в виду графическую специфику наборных шрифтов данной письменности.)

Известный бельгийский исследователь и те­оретик шрифта и письма Фернан Боден дает понятию «типографика» предельно расши­рительное толкование: «Письмо, -пишет он, - в первую очередь не графическое ис­кусство, но социальная функция; также и типографика - в первую очередь не искус­ство, но техническое средство усиления и размножения письма в его социальной функции».

Термин «типографика» все чаще применяется как синоним понятия «шрифто­вая графика», «искусство шрифта». Этому есть причины.

Прежде всего - системный подход к офор­млению, вызванный необходимостью более эффективной и точной визуальной ориента­ции в сфере потребления, в последние два десятилетия родил детально разработанную методику проектирования так называемых фирменных стилей. Последовательное офор­мление широкого ряда разнообразных объ­ектов в едином стиле (например, в авиакомпании - самолеты и униформа, посуда и билеты, рекламные издания и интерьер аэро­вокзала и прочее и прочее) невозможно без типографики, для которой печатная фор­ма - лишь один из вариантов ее бытования.

Тем самым, типографика получает большую степень независимости от сферы приложе­ния, конкретной техники исполнения, мате­риала и т.п., обретает черты универсальной межотраслевой дисциплины, искусства шрифтового оформления, надписей вообще.

 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010