ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
03

Форматы в полиграфии

Форматы бумаги и форматы изданий
Одна из самых важных характеристик издания (книги, журнала, газеты, ли­стовки и т. д.) как вещи - его размеры, то есть формат. От формата издания зависит многое: удобство пользования, красота пропорций, экономичность, ряд технологических особенностей. По­лучают формат фальцовкой (сгиба­нием) вручную или на машине листа бумаги (рис. 1). Отсюда прямая зави­симость формата издания от формата бумаги. Поэтому при проектировании издания художник-конструктор вынуж­ден определять размеры будущей кни­ги не произвольно, а исходя из системы^ взаимосвязанных величин, многие из1 которых регламентированы и приведе­ны к стандартным. В далеком прошлом форматы руко­писных и печатных книг не были стан­дартными.

В зависимости от многих условий: размера сетки, на которой от­ливалась бумага, или шкуры, из ко­торой делался пергамент,-разме­ры книг колебались в значительных пределах. Множество разнообразных форматов, существовавших в разных странах, приводило к тому, что про­цесс производства книги значительно осложнялся. Печатные машины, рас­считанные на определенные форматы, требовали бумаги соответствующего размера, которой подчас не оказыва­лось, и это мешало работе. По мере того как развивался капи­тализм, индустриализировалось книж­ное производство и укреплялись свя­зи между промышленниками различ­ных стран, все острее и острее стано­вилась проблема стандартизации форматов. А начиная с середины XIX в. эта проблема приобретает особенную актуальность. Она посте­пенно стала разрабатываться и ре­шаться во многих странах Европы, а в конце XIX в. и в России. В Совет­ском Союзе проблема стандартизации форматов ставилась с первых лет революции и решалась на научной ос­нове *. Для художественного конструирова­ния книги проблема форматов пред­ставляет двоякий интерес. С одной стороны, художник-конструктор за­интересован в максимальном сужении ассортимента форматов бумаги. Это дает лучшую возможность работать индустриально, на потоке, организуя массовое производство книги во всех звеньях, на всех этапах, начиная с производства бумаги, печати, бро­шюровки книги и кончая транспорти­ровкой и хранением ее. С этой точки зрения естественна заинтересован­ность бумажников и издателей иметь минимальный ассортимент печатных бумаг и картонов. Но для художника-конструктора кни­ги чрезвычайно важна и другая сто­рона вопроса: она связана с усло­виями использования книги читате­лями, с установлением ее формата в соответствии с особенностями ли­тературного текста и изобразительного материала, который в ней содержится. И в этом отношении читатель, а вслед за ним художник книги и художест­венный редактор заинтересованы в максимальном ассортименте форматов печатных изданий, соответствующих всем нуждам общества и всем типам изданий. Эта двойственность пробле­мы форматов может быть решена наилучшим образом рациональной стандартизацией форматов бумаги и производных от них долей листов печатных изданий. В Советском Союзе до недавнего вре­мени Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 5773-59) были установлены следующие размеры бу­маг: 60x84, 60x90, 70X90, 70x108 и 84x108 см. Эти пять форматов вы­браны не произвольно, они связаны между собой определенной закономер­ностью, обоснованной, с одной сторо­ны, нуждами бумажного, полиграфи­ческого и издательского производства, с другой - потребительскими требо­ваниями: пропорциональными отноше­ниями сторон бумаги, дающими при фальцовке наиболее удобные, целесо­образные для гигиены чтения и гармо­ничные для глаза отношения сторон в книге, журнале, газете. Нужды производства заставили выби­рать в качестве основных размеров бумажных листов величины, производ­ные от ширины сетки, на которой от­ливается бумажная масса,- 420 см.

Таким образом, размер 60 см получен от деления сетки на семь полос, раз­мер 70 см - на шесть полос и раз­мер 84 -на пять полос. В этих раз­мерах выпускается ролевая бумага. Кроме них есть еще ролевый формат 90 см * * . Указанные форматы бумажных листов дают возможность унифицировать по их размерам полиграфические машины и, таким образом, упростить полигра­фическое производство, сделать его более универсальным. Государствен­ный стандарт в этом отношении сы­грал очень полезную роль, и было бы неразумно значительно расширять су­ществующий ассортимент бумаг, что в свою очередь привело бы к значи­тельным материальным затратам.

Но как же при этом добиться большего разнообразия в форматах готовой про­дукции: книг, газет, журналов? Вы­ше мы говорили, что в этом заинте­ресованы наши читатели. С 1 января 1970 года официально вве­ден в обращение новый стандарт на форматы книг и журналов ГОСТ 5773-68. По сравнению с предыду­щим в него введены два новых стан­дартных формата листовой бумаги: 75x90 и 70ХЮО см. А для печатания на листовых машинах альбомов, из­даний по искусству, детских и отдель­ных изданий, выпускаемых в улуч­шенном оформлении, допускаются дополнительные форматы 84x100, 60ХЮ8, 60X70, 70x84, 84x90. Одна­ко практически новые стандарты еще не вошли в жизнь и большинство из­даний делается по старым форматам. В настоящее время Государственный стандарт рекомендует для наиболее универсальных изданий '/8, '/ю и '/32 доли форматов бумажных листов. Полученные в этих долях бумажных листов издания имеют соотношения сторон от 10 : 15 до 10 : 12,5 и со­ответствующие абсолютные размеры по высоте и ширине. Размеры и соот­ношения сторон стандартных форма­тов бумажных листов во многих отно­шениях удобны и целесообразны. В тех случаях, когда эти форматы не устра­ивают по какой-либо причине издате­лей или читателей, их можно заменить Другими - большими, применяя '/4 до­лю листа, или меньшими, используя '/64 И Ц28 ДОЛИ.

Однако, как мы увидим дальше, на практике сплошь и рядом возникает по­требность в иных форматах изданий, таких, которые не предусмотрены ГОСТом. Речь идет, например, об очень вытянутых по вертикали изданиях с отношением сторон примерно 10 : 20 или о квадратных форматах с отноше нием сторон, приближающимся 10 : 1С Появление изданий в таких формата: могло бы значительно разнообразит нашу печатную продукцию и в опре деленных условиях сделать более удоб ной для читателя.

Как же сделать это, не расширяя ассортимент печатных бумаг? Расширить ассортимент изданий можно, вводя дополнительные доли фальцовки бумажных листов. Очень хорошие результаты дает фальцовка в '/е, 'Ь и доли Таким образом мы практически полу чаем всю гамму пропорций, нужны* для форматов современных изданий Больших дополнительных затрат это не требует, потому что изменяется толь­ко процесс фальцовки, который с успе­хом можно выполнить вручную или на кассетных фальцевальных машинах правда, при сравнительно неболь­ших тиражах. При ротационной печати эти рекомендации не подходят. Кроме указанных долей в советском книгоиздательском деле уже начал применяться '/э и '/и доли листа* Составлять проект издания, к кото­рому приступают после предваритель­ного анализа содержания книги, усло­вий пользования ею, читательской спе­цифики и т. д., начинают обычно с вы­бора формата.

 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010