ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
02

Исторически сформировавшиеся виды конструкции книги

Книга:
1) приспособление для фиксации, хранения и рас­пространения во времени и пространстве информации, коди­рованной с помощью условных знаков;
2) специальная форма организации продуктов письменности и текстов других знако­вых систем (например, иконической), обладающая определен­ной конструкцией и пространственно-смысловой структурой. Книга как функциональная форма способна влиять на интен­сивность считывания и усвоения информации. Понятие «кни­га» как издание не эквивалентно понятию «книга» как автор­ское сообщение. Книга как издание способно уплотнять ин­формацию, увеличивать ее объем, определять читательский адрес. Наиболее распространенная материальная конструкция современной книги - «мягкий (или гибкий) кодекс». Помимо этого существует конструкция «раскладушка» (иначе «гармо­ника», или «ширма»), реже встречается конструкция «стопа таблиц», еще реже «свиток». Удобство кодекса заключается в том, что он предусматривает возможность и сквозного, и выборочного чтения. Свиток удобен только в последователь­ном чтении, стопа таблиц - в выборочном. Раскладушка явля­ет собой переходную форму от свитка к кодексу и повышает эффект рекламного, игрового экспонирования эмоционально-образно выраженной информации.

Современная форма книги - продукт исторической эволюции
Что такое книга, как и почему меняется ее форма? Этими вопросами занимаются многие ученые (историки, палеогра­фы, лингвисты, искусствоведы). Ими создано немало фунда­ментальных работ. Но до конца эти вопросы не раскрыты. Так можно ли в одной книге раскрыть суть исторической эволю­ции формы книги? В полной мере, конечно, нет. Но бросить общий взгляд на процесс становления современной книжной формы, очевидно, в наших силах.

История книги начинается с истории письменности. Письменность - это знаковое фиксирование информации. Сис­тема письма, которой пользуется большинство современных народов, называется фонетической письменностью. В ней знак соответствует звуку. Такой системе письма предшествовало сло­говое письмо, где знак соответствовал слогу, и идеографичес­кое письмо, где знак соответствовал отдельному понятию (как в современных дорожных знаках). У самых истоков письменно­сти стоит пиктография, или рисуночное письмо (подобие со­временных комиксов). Европейцы получили письменность в готовом, фонетическом виде в VIII веке до н.э. из рук финикийцев, народа, жившего на восточном побережье Средиземного моря и занимавшегося морской торговлей. Древняя Эллада, поддерживавшая торговые отношения с Востоком через финикийцев, оказалась колыбелью европейской письмен­ности. Из греческого алфавита развилась латиница, которой пользуется большинство народов западной и центральной Ев­ропы, и кириллица, графическая основа письма народов вос­точной Европы, в частности, русских. Свое название славянс­кая азбука получила в память имени византийского христианс­кого просветителя Кирилла, посвятившего жизнь тому, чтобы здть славянам письменность и способствовать обращению их в христианство.

С помощью письменности мы фиксируем (и получаем воз­можность хранить и передавать в пространстве и во времени) определенную информацию. Однако не каждый памятник пись­менности нельзя назвать книгой. Книга - это пространствен­ная упорядоченность знаков фиксированной информации. Та­кое определение предполагает и наличие устойчивой формы материальной конструкции, и соблюдение известного порядка в расположении и дозировании текстовых элементов. Книга как предмет материальной культуры меняется не столь быст­ро, как мир других вещей, окружающих человека, что обус­ловлено одной из основных функций книги: ведь она является средством общения людей между собой. Форма книги тяготеет к традиционности именно в силу того, что книга призвана служить делу передачи информации от поколения к поколе­нию, а ведь само слово «традиция» происходит от латинского - я передаю.

В современной книгоиздательской практике существует не­сколько устойчивых форм материальной конструкции книги, каждая из которых имеет свои исторические прототипы. К наи­более удобным, а потому и наиболее распространенным, отно­сится конструкция, именуемая гибкий кодекс. Гибкий кодекс представляет собой блок сфальцованных (согнутых и скреп­ленных по корешку листов бумаги или любого другого гибко­го материала. В Древнем Риме существовала конструкция жест­кий кодекс, состоящая из деревянных вощеных таблиц, скреп­ляемых шнуром, продетым в отверстия, просверленные по внут­реннему полю. Конструкция кодекс удобна в том отношении, •что допускает и сквозное1(последовательное, непрерывное), и выборочное чтение].

Другая конструкция, известная современности, - это рас­кладушка, или ширма. Наибольшее распространение она имеет в изданиях для самых маленьких детей и в рекламной продук­ции. Прототипы таких конструкций находим в средневековой китайской и японской книге. Конструкция «ширма» несколько затрудняет выборочное чтение, однако обладает тем пре­имуществом, что книжное пространство, состоящее из тек­стовых и изобразительных элементов, позволяет предста­вить как панораму, в чем выражается, в известном смысле, игровой момент.

Третья конструкция, используемая в книгопроизводстве, - стопа таблиц  заключенных в папку. Так издаются альбомы, пользование которыми предполагает, в основном, выборочное восприятие элементов (подобных экспонатам выставки), со­ставляющих издание. Прародительной формой такой конструк­ции можно считать совокупность обожженых глиняных таб­лиц, хранившихся в деревянных ящиках. Так выглядели книги народов Древнего Двуречья.

Весьма распространенной в прошлом и чрезвычайно редко используемой в настоящее время конструкцией книги являет­ся конструкция[«свиток»'Папирусный свиток египтян, шел­ковый и бумажный свитки китайцев и японцев]принадлежат, в основном, древнему миру, когда грамотность была распрос­транена слабо и книги представляли собой на столько средство общения между людьми, сколько кладезь тайной премудрос­ти, сохраняемой и оберегаемой от непосвященных. Пользова­ние свитком[ предполагает непрерывное и последовательное считывание информации в условиях достатка времени и места.? Поэтому с развитием грамотности и ускорения темпа жизни эта конструкция почти вышла из употребления. Однако нельзя не отметить такое достоинство свиткообразной конструкции, как простота и компактность формы, где целостность книги предопределяется не дополнительными приспособлениями, а изначальной целостностью материала, несущего информа­цию. Поэтому в таких областях хранения и распространения информации, как микрофильмирование и магнитные записи, конструкция «свиток» используется широко.

Среди материалов, использовавшихся для изготовления книг, в истории человечества, помимо тех, что упоминались выше (папирус, глина, шелк, вощеные деревянные таблицы, бумага), следует назвать еще металл (листы меди), древесную кору (на Руси бересту), пальмовые листья и пергамент. После­дний, будучи очень дорогим, но идеальным для письма мате­риалом, решил судьбу конструкции книги. Дело в том, что пергамент (материал, изготавливаемый из шкурок молодых животных), в отличие от папируса, широко применяемого и в Древнем Египте и в античной Европе, не ломался на сги­бах. Хотя пергамент и дороже папируса, но в конструкции ко­декс, допускавшей двустороннее использование материала, уде­шевлялся вдвое.Таким образом, благодаря пергаменту, начиная с поздней античности и особенно со средневековья, кодекс в Европе вытесняет свиткообразную книгу. Пергаментные ко­дексы изготавливались в монастырских скрипториях, в светс­ких мастерских при дворах великих владык и в городах.

Бумага, изобретенная в Китае во 2-м веке, широкое распро­странение в Европе получила только тысячелетие спустя, но, по мере демократизации читательских кругов и в связи с появлени­ем спроса на более дешевую книгу, вытеснила пергамент из книгопроизводства. Старая китайская бумага называлась бамбициной и изготавливалась, как считают историки, из луба бумажной шелковицы. Некоторые исследователи предполагают, что сырьем для изготовления этой бумаги служил бамбук (откуда и назва­ние). Европейская бумага - тряпичная Процесс ее изготовления в качестве одной из завершающих технологических операций предполагал отливку бумажной массы на металлической сетке/ куда включались фигурные и буквенные символы, переходящие" на бумажный лист, как водяные знаки (филиграни). Так мастер клеймил свой товар. Лист бумаги ручной отливки невелик. Раз­меры его предопределяются физическими способностями, вер­нее, возможностями человека: сетка натянута на деревянную раму, которую мастер держит двумя руками.

Формат книги определяется не только размером листа бумаги, но и тем, сколько раз гнут лист для данного издания. Самые большие средневековые книги, фолианты, - это кни­ги в одну вторую долю листа (по-латыни /л /оПо). Дальше следует формат в четвертую долю (т §иаг(а), получаемый в результате двух сгибов. Потом - в восьмую долю (три сгиба). По-латыни такой формат называется «/л ос(ауо», а по-русски - «в осьминку». Наиболее изящный из старых форматов - в одну шестнадцатую долю листа (четыре сгиба). В XVII веке голланд­ские издатели Эльзевиры ввели узкие форматы, получаемые в результате более сложной фальцовки - в одну двенадца­тую и в одну двадцать четвертую долю листа. С появлением рулонной бумаги и новых фальцевальных машин форматы из­даний стали разообразнее.
Современное книгопроизводство иначе называется книго­печатанием. Искусство книгопечатания подвижными литера­ми, то есть тиражирование книг с помощью стандартизо­ванных наборных знаков,; началось в западной Европе в середине XV векал. В нашей стране в связи с особенностями исторического процесса книгопечатание появилось на век позднее. До этого книга была рукописной.

Облик рукописной книги разных стран и народов эпохи Средневековья вполне отвечает вкусам людей нашего вре­мени. Более того: нас восхищает искусство каллиграфов (мастеров рукописного шрифта), миниатюристов, или ил­люминаторов, иллюстрировавших рукописи чудесными жи­вописными композициями, рубрикаторов, врисовывавших инициалы (буквицы) в начало глав и разделов. Однако цена таких книг была непомерно высока. Ремесленники же сред­невековых городов, как и студенты средневековых универ­ситетов, нуждались в книге более дешевой и значит изго­товленной не как уникальное произведение искусства, а как-то иначе. Пробовали печатать страницы книг с цельногравированных (рельефно обработанных) деревянных досок. Иной раз гравировали и текст. Такие ксилографические, или, как их называли, блочные книги имели распространение в Германии и в Нидерландах даже после изобретения печа­тания наборными знаками, подвижными литерами. Выпол­ненная в технике деревянной либо медной гравюры народ­ная картинка сохранится во многих странах (в России на­пример) по XIX век включительно.

Однако путь развития книжного искусства все же лежал в несколько ином направлении. Он был связан с принципом составления печатной формы из стандартизированных по раз­меру, как детские кубики, элементов. Такими элементами стали литеры!- металлические брусочки с выпуклым изоб­ражением буквы. Рисунок буквы давался в зеркальной пере­вернутой форме, так как предусматривал конечный резуль­тат печати. Чтобы изготовить какое угодно количество этого печатного материала - типографского шрифта, достаточно иметь матрицы - углубленные формы, в которых произво­дится отливка литер. Но для получения матриц сначала гравировали пунсоны, то есть вырезанное на стали выпуклое изображение буквы, которым посредством вбивания выдав­ливали на более мягком металле - меди - углубленную форму. Для отливки типографского шрифта используется гарт, являющий собой сплав свинца, сурьмы и олова (с до­бавлением меди).

Первопечатником Европы стал Иоганн Гутенберг, граж­данин города Майнца. Прекраснейшее его создание - 42-строчная Библия - датируется (по косвенным данным) 1452-1455 годами. Его шрифт полностью воспроизводит ру­кописный, поэтому он так красив, а набор столь безупре­чен. Почти каждой букве в шрифте Гутенберга соответство­вало по несколько литер. Это делалось для того, чтобы при составлении их них слов можно было бы соблюсти идеаль­ные соотношения знака со знаком. Преемники Гутенберга во имя большей технологичности, для ускорения и удешев­ления процесса печатания книг упростили шрифт, свели к минимуму количество гравируемых знаков. Это, естетвенно, привело к снижению эстетического уровня изданий. И только в ренессансной Италии великие шрифтовики Франческо Гриффо да Болонья и Иенсон нашли такой рисунок для всех знаков типографского шрифта, что в любой комби­нации букв получалось идеальное примыкание их друг к другу. И только тут появилась новая эстетика книжного искусст­ва, где законы красоты учитывали новую технику и техно­логию производства книги. Здесь же в Италии узаконилось еще одно качество книги - она стала произведением графики (искусства черного и белого). Вспомним, что рукописная кни­га была живописной. Привычка к присутствию звучных соцветий в книге была столь велика, что поначалу деревянная гравюра, с помощью которой иллюстрировали и рубрицировали печат­ную книгу, оцвечивалась от руки. И лишь постепенно и типографами, и читателями стала осознаваться красота со­поставления черного и белого, то есть родилась эстетика гра­фической формы.

 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010