ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
Футуризм
Футуризм

Футуризм возник в 1907-1909 годах почти одновременно в Италии и Франции. 20 февраля 1908 года выходит первый "Манифест футуризма" известного литератора и авантюриста Филиппо Томазо Маринетти, в котором провозглашается "антикультурная", "антиэстетическая", "антифилософская" направленность движения. Причина такого позиционирования футуристов скрывается в оппозиционности, присущей всем модернистам в целом, по отношению к предшествующему искусству. В манифесте Маринетти цель искусства та же что и у других модернистов: создание новой реальности. Всемирно историческая задача футуризма по Маринетти: "ежедневно плевать на алтарь искусства". Это движение было призвано карнавализировать действительность, и важная роль была отведена "великому футуристическому смеху", который должен "омолодить лицо мира". 11 апреля 1910 года выходит "Манифест футуристической живописи", подписанный У.Боччони, Дж.Северини, К.Карра, Л.Руссоло и Дж.Балла. Все эти имена вошли в историю искусства.

 

Художественная практика футуризма.

Сюжетность.
Если у кубистов сюжетность вытесняется далеко за пределы даже периферической видимости, то у футуристов, напротив, не только не изживается, но с годами все более усложняется. В этом видят сильно сказывающуюся инерцию "классического" воспитания художников. Но. Сюжеты футуристов с присущей им литературностью содержания выходят далеко за рамки, традиционно установленные для изобразительного искусства. Сегодня наукой они осмыслены как ЭМПИРИЧЕСКИЕ сюжеты, впервые реализовавшиеся уже в художественной практике импрессионистов.
Попробуем раскрыть это понятие. Оно восходит к эмпиризму - философскому учению, признающему доминирующую роль познания при помощи органов чувств. В рамках этого учения чувственный опыт считается единственно возможным источником знания, при этом мышление недооценивается. Применительно к искусству понятие "эмпирический" становится обозначением особого художественного содержания, передающего внеинтеллектуальное, исключительно чувственное (при помощи органов чувств) восприятие художником натуры.
В организации художественного пространства особенно важным для футуристов становится динамическое начало. Из манифеста: " Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закрепленным мгновением всемирного динамизма. Это будет само динамическое ощущение".

 

Динамическое пространство футуризма.

Д. Северини. "Пригородный поезд" Джино Северини создает ряд футуристических картин, с сюжетом, эмпирическим по содержанию. Картины "Автобус" (1912), "Метро" ("Норд-Зюйд") (1912), "Пригородный поезд" не просто запечатлевают движение, а передают ощущение от его восприятия. В картине "Пригородный поезд" пространство строится в соответствии с импрессионистским принципом отражения мгновенного впечатления от увиденной картины реальности. Но по способу воплощения футуристы в 20 веке ушли от следования принципу подражания реальности гораздо дальше, их художественная реальность близка к кубистической. Джино Северини формирует из различных фрагментов реального пространства - пространство художественное в том, вероятно, виде, как это происходит в сознании человека, у которого закружилась голова при взгляде с моста на проносящийся внизу пригородный поезд. В одном вихре кружатся части домов, назойливые вывески с кричащими буквами. Поезд въезжает в дома, мимо которых он движется, и эти дома рушатся на него, сливаются с ним...
Дж. Балла "Девушка выбежавшая на балкон" 1912г.
Другой известный футурист - Дж. Балла - традиционные сюжеты также подвергает "динамической" трактовке. Он руководствуется тезисом манифеста: "у бегущих лошадей не четыре ноги, а двадцать, и их движения треугольны". Изображаемое движение во многих картинах Балла разлагается на множество составляющих его элементов ("Динамизм дога на сворке", 1912г.). Такая пространственная реализация динамического начала обусловлена так называемым "кинематографизмом" восприятия футуристов. Для футуристического творчества характерно понятие "пространственный симультанизм". Под ним понимают взаимное проникновение предметов друг в друга. Характерна строка из манифеста: "разве мы не видели иной раз на щеке человека, с которым разговариваем, лошадь, проезжающую в далеком конце улицы?" Джино Северини реализует принцип симультанизма весьма последовательно, в картинах 1910-1915 годов ("Кафе", "Модистки", "Голубые", "Беспокойные танцовщицы"). Взаимопроницаемость объектов воплощается в игре света и тела. Массивные световые лучи противопоставляются бесплотным фигурам людей, эффект художника в достижении впечатления, что свет и тела из одного материала.
В картинах футуристов движение и свет призваны уничтожить материальность тел. Поэтому работы этих художников превращаются в некий "динамический арабеск" (О.Петрочук).

 

Цвет у футуристов.

В этом течении вовсе отсутствует единая цветовая метода. В "Манифесте живописи" рекомендуется в качестве основных только два принципа: употребление самых ярких "краааасных, которые криииичат" красок и обязательный дивизионизм.
Дивизионизм - (фр. division - разделение). - в живописи письмо с четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя.
Цвет в картинах футуристов подается локально, почти плакатно. Характерно сочетание тусклых и кричащих тонов. Футуристам присуща своеобразная живописная манера. По выражению советского искусствоведа О.Петрочука, в их искусстве "цвет не формирует, а гримирует поверхность картины".
Футуристы опирались на кубистическую яркость формы, при сохранении сюжетности и литертаурнности содержания, которое у футуристов выходят за пределы, преднозначенные живописи, а потому порождают неясность, хаотичность формального выражения.
Футуризм в чистом виде быстро устаревает, и становиться уже в 20-х годах классикой, именно тем, от чего в свое время с отвращением открещивались его сторонники.

 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010