ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
Академизм, Академии художеств

(франц. academisme, от греч. Akademia - философская школа, основанная Платоном в IV в. до н. э., получившая свое название от Священной рощи близ Афин, где, по преданию, был похоронен древнегреческий герой Академ). В наиболее широком значении академизм - термин, применяемый для обозначения консервативных тенденций в искусстве, а также художественных течений, представители которых догматически следуют канонам, авторитетам, классическим образцам, признанным идеальными и непревзойденными. Их ценность считается не зависящей от места и времени. Исторически академизм связан с деятельностью первых художественных учебных заведений конца XVI - начала XVII вв., названных академиями, в которых обучение было ориентировано на закрепление великих достижений мастеров предшествовавших эпох: античности и Итальянского Возрождения.

В конце XVI в. в Италии возникла необходимость специальной профессиональной подготовки живописцев, скульпторов и архитекторов. Усложнившиеся правила композиции картины или фрески на исторические и мифологические темы требовали литературных знаний и эрудиции, изображение обнаженного тела - изучения анатомии, архитектуры - геометрии и перспективы. В 1542г. была открыта "Ви-трувианская Академия в Риме", -в 1560 г. Дж. Вазари организовал "Академию рисунка" во Флоренции, в 1577г.- в Риме. С 1585 г. в г. Болонья начала свою деятельность "Академия вступивших на правильный путь", организованная живописцами братьями Лодовико, Агостийо и Ан-нибале Карраччи (см. болонская школа). В 1593 г. укнъопнсец-маньерист Ф. Цуккаро основал в Риме знаменитую Академию Св. Луки. В 1603г. в Риме была основана "Академия рысьеглаэых", а полвека спустя - "Флорентийская академия опыта" (1657г.). Слово "академия" было выбрано для Названия учебных заведений не слу-чайно, оно подчеркивало преемственность, связь современного искусства с античной классикой. В XVI в. в одной только Италии было около пятисот академий. В 1648г. в Париже была открыта Королевская Академия живописи и скульптуры, а в 1671г.- архитектуры. В 1757г. по инициативе И. Шувалова в Москве, а затем в Петербурге была основана Российская "Академия трех знатнейших художеств". В 1768 г. сэр Дж. Рейнолдс основал в Лондоне Королевскую Академию искусств.

В основу деятельности первых академий был положен "элективный метод" (от лат. electare - отбирать, выбирать), строящийся на сознательном отборе отдельных качеств классического искусства, представлявшихся наилучшими. Именно это обстоятельство является причиной того, что академизм в искусстве переходит в открытую эклектику. Содержание академического метода очень точно выражает сонет, приписываемый одному из создателей Бо-лонской академии Агостино Карраччи: Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем, Тот пусть вооружится рисунком Рима, Движением и светотенью венецианцев И ломбардской сдержанностью колорита. Манеру мощную возьмет от Микеланжело, От Тициана - передачу натуры, Чистоту и величие Корреджиева стиля И строгую уравновешенность Рафаэля. От Тибальди - достоинства и основу, От Приматиччьо - ученость компоновки И немного грации Пармиджанино...

Как выяснилось позднее, этот сонет был сочинен не А. Карраччи, а его биографом графом К. Ч. Мальвазием. Но это не только не меняет существа дела, но даже, напротив, лишний раз свидетельствует о стремлении современников подчеркнуть эклектическую суть искусства болон-цев. Ведь именно в их эпоху "мир утратил свою цельность", которая на полстолетия ранее так' ярко была выражена в "идеальном стиле" Рафаэля. Теперь же художественным идеалом стала считаться "множественность содержаний".

О том, насколько положительно оценивался этот метод, можно судить по высказыванию Л. Бернини, поощрявшего А. Карраччи за то, что "он собрал в себе изящество и рисунок Рафаэля, знание и анатомию Микеланжело, благородство , <и манеру письма Корреджьо, колорит Тициана, инвенцию Джулио Романо и Андрей Мантеньи и из манеры десяти или двенадцати величайших художников он создал свою, как будто, проходя через кухню, где каждая из них находилась в отдельном горшке, он положил по одной ложке ото всех в свой, который держал под рукой" % Практически такой эклектический метод реализовался в процессе обучения с ори* ентацией на античность. С позиций античного эстетического идеала рассматривалась и оценивалась деятельность всех великих мастеров последующих эпох. Поэтому стилистической основой академизма был Классицизм. Бернини говорил: "Я считаю, что Академии нужно иметь гипсовые слепки со всех прекрасных античных статуй, барельефов и бюстов для образования молодых людей, заставляя их рисовать по этим античным образцам, чтобы воспитать в них идею прекрасного... было бы для них погибельно, если давать им сначала рисовать с натуры, которая почти всегда слаба и незначительна, так как если их воображение будет наполнено только этим, они никогда не смогут создать ничего прекрасного и возвышенного, чего нет в естественном".

Академизм в истории искусства имел двойственное значение. С одной стороны, он служил гарантией сохранения традиций художественной школы, а с другой - препятствовал творческим поискам художников-новаторов. Негативную сторону академизма в искусстве, догматического следования образцам, стереотипным формальным клише отмечал русский поэт и живописец М. Волошин: "...художники отказались от повседневной работы по наблюдению природы, что является естественной, здоровой основой всякого искусства. Антики заслонили собой природу. Началась работа Академий, где позировали раздетые натурщики в условных и никогда в других областях жизни не повторявшихся позах. Они заменили скрытое под одеждой тело реальных людей. Вместе с этим теоретическое • знание заменило соч бой зрительный опыт: художники начали4 изучать анатомию. Типичное и характер'ное стало заменяться схематичным. Возрождение забыло, что греческие скульпторы, по которым оно изучало анатомию, сами никогда теоретически анатомии не изучали, а все основывали на зрительном опыте" '.

Академический пиетет к античности не был ни научным, ни реалистичным, а, скорее, спекулятивным. Так, рассматривая вопрос о роли цвета в скульптуре раннего итальянского кватроченто и о последующем возрастании академизма в искусстве Возрождения, Г. Вёльфлин писал: "Возрождение видело антиков цветными до тех пор, пока оно само было цветным, и тогда изображало полихромно на своих картинах все античные памятники; с того же момента, когда потребность в красках исчезла, оно стало видеть антиков белыми, и с нашей стороны будет ошибочно утверждать, что в данном отношении толчок исходил от античности" Интересно, что и сейчас академическое отношение к античности продолжает доминировать, и нам трудно представить себе яркую полихромию древнегреческой скульптуры и архитектуры, очень языческого и восточного в своей сути искусства. В этом и заключается главное отличие эстетики академизма от подлинного Классицизма.

В силу вторичности, искусственности и эклектичности академизм не имеет художественного стиля, он стилистически нейтрален, и поэтому интернационален. Академическое искусство в принципе одинаково везде: в Италии, Франции, Англии, России, так как оторвано от своих корней. Характерно, что в Российской Академии художеств картины ценились- прежде всего за "естественность и приятность живописи и... правдоподобие фигур" и лишь потом за "верность эллинам". А разве могло прийти в голову древнему эллину изучать анатомию на трупах, чтобы правдиво изображать живых людей? Подобный аналитический подход к искусству мог возникнуть лишь на рубеже XVI и XVII столетий, в эпоху гегемонии естественно-научного мышления.

В XVII-XX столетиях академизм интенсивно развивался главным образом в области станковой живописи и скульптуры. Академическое искусство тесно связано с эстетикой Классицизма, но выступает как его наиболее консервативное течение, отсюда такое понятие, как "академический классицизм". Главная задача академической методики преподавания искусства - воспитание "общей художественной культуры" - всегда осуществлялось на узком круге канонизированных образцов, признанных "классическими". В этом проявилась историческая и методологическая ограниченность академизма, его ретроспек-тивизм, догматизм и неспособность к развитию.

Характерно, что после краха Советского Союза Академия художеств СССР, в которой методика преподавания в целом следовала традициям Российской Императорской и европейских художественных академий XVII-XIX вв., оказалась "вне времени". Творческий метод художников-станковистов, воспитанных в стенах Академии, идеально отвечал "социальному заказу" периода "Советского ампира" и социалистического реализма. Художники успешно создавали огромное количество помпезных и пустых памятников вождям или "заказные" картины на "производственные" и "социальные" темы, стандартные по форме и примитивные по содержанию. С исчезновением системы большинство из них, как и все искусство "соцакадемизма", оказались просто ненужными. Образовался вакуум, мгновенно заполнившийся самодеятельным дилетантским искусством, которое в малохудожественной, а часто и в неэстетичной форме, точно отвечало запросам эпохи.

Противоположное академизму понятие- авангардизм (см. также русское академическое искусство; русский неоклассицизм).

 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010