ФабрикаВыставкаБиблиотекаБеседкаКонтакты
             
 
 
 
 
Литература
Книги
Учебные материалы
Инкунабула
Типометрия, Библиофилия, Палеотипы
Эльзевиры
Академизм, Академии художеств
Дадаизм
Футуризм
Модернизм
Баухауз
Уильям Моррис
Май Митурич
01
02
03
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
41
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
53_2
54
54_2
56
57
58
60
61
73
74
75
76
77
79
Разное
В помощь дизайнеру
Статьи
Из писем наших дорогих заказчиков
Эльзевиры

Эльзевир (Elsevier или, чаще, Elzevier) - знаменитая семья голландских типографов-издателей XVI - XVII столетий. Основателем ее был Людовик Э. (1540 - 1617), родом из Лувена, по прозванию Helsevier. Он был сперва переплетчиком и изучал печатное дело у знаменитого Христофора Плантэна в Антверпене. Ревностный протестант, он бежал от преследований герцога Альбы, основался в Лейдене, устроил здесь книжную лавку и сделался гражданином г. Лейдена. Издания его на разных языках многочисленны (до 150), но не отличаются теми достоинствами, которыми славятся издания его потомков. У него было семь сыновей, из коих его продолжателями были: Людовик (1566 - 1621), основатель книжной торговли а Гаге, Эгидий (1570 - 1651), унаследовавший дело Людовика, Йост или Юстус, книгопродавец в Утрехте, и особенно Матвей (1565 - 1640) и Бонавентура (1583 - 1652), преемники отца; их издания носят надпись ex Officina Elzeviriana. Второй сын Матвея Исаак (1596 - 1651) - первый типограф в роде Э.; первые его работы, исполненные на средства деда, относятся к 1617 г. Получив звание присяжного типографа лейденского университета, он построил на университетском дворе типографию, которая сделалась первой в городе. Следующий сын Матвея, Яков (1597 - 1652), помогал отцу, потом купил книжную торговлю Э. в Гаге. Бонавентура Э. (1583 - 1652), были настоящими основателями славы Э. Не доверяя своей научной подготовке, они передали свою научную сторону дела Даниилу Гейнзиусу, а сами занялись усовершенствованием типографской части, которую им довелось довести до высокого совершенства. В этом им помог Христофор Ван-Дейк, изобретатель изящного шрифта, носящего название Э. Победив сопротивление ученых, которых ловкие Э. вообще старались по возможности использовать, Абрагам произвел целую революцию в книжном деле введением формата in-12. Деятельность дома Э. была в эту эпоху чрезвычайно обширна; у него было много отделений, он был первым на знаменитых франкфуртских ярмарках и даже в Париже, благодаря изданию Корнеля и других выдающихся представителей французской литературы. Всего Бонавентура и Абрагам издали до пятисот названий; лейденская академия после смерти последнего выбила медаль его имени. Им наследовали сын Абрагама Иоанн (1622 - 1661) и сын Бонавентуры Даниил, но продолжали дело неудачно. Вдова Иоанна ликвидировала книжную торговлю, а при сыне его Абрагаме II (1653 - 1712) дела пришли в полный упадок. Старший сын Йоста Э., Людовик (1604 - 1670) долго путешествовал по Европе в качестве представителя лейденского дома Э., затем основал в Амстердаме книжное дело. Он издал более 350 названий, среди которых теперь особенно известен "Le pastissier francais" (1655), лишенный всякого внутреннего значения, но возведенный в чрезвычайную редкость библиоманами, платящими за него бешеные цены. Людовик Э. оставил свое дело своему компаньону, старшему сыну Бонавентуры, Даниилу (1626 - 1680), издателю 260 книг, (между прочим - сочинений Мольера). "Его смерть - общественная потеря", писал после его смерти известный Локк. В его лице сошел со сцены последний выдающийся представитель нидерландского печатного дела. Всего Э. издали более 1500 сочинений - 968 латинских, 44 греческих, 126 французских, 32 фламандских, 22 на восточных языках, 11 немецких, 10 итальянских. Их издания по точности и исправности текстов не могут соперничать с изданиями Мануциев или Этьенов, но выдаются своей своеобразной красотой и высоко ценятся любителями. Типографских знаков отличающих их, три: эмблемой Людовика I был орел с пучком семи стрел и девизом "Concordia res parvae crescund"; знаком Исаака был вяз, увитый виноградом, который срывает философ, стоящий перед деревом, девизом - Non solus (это знак лейденской типографии); Людовик III с 1642 г. обозначал свои издания изображением Минервы и маслины, с девизом Ne extra oleas. Особенно ценятся маленькие in-12 латинские издания Э.; из них более редкие - Плиний (1635), Вергилий (1636), "Imitatio". Важны также издания Тита Ливия, Тацита (1634), Цицерона, Гомера, Овидия, Гейнзиуса (1658), Нового Завета (1658). Есть много подложных изданий, прикрывшихся знаком Э.; с другой стороны есть подлинные издания Э. без означения их фирмы. Обширной библиографической и генеалогической литературе об Эльзевире подведены итоги в капитальном труде A. Willems, "Les Elsevier" (1880). Для русских читателей любопытны каталоги замечательной по достоинству и количеству экземпляров коллекции Э., собранные в зале инкунабул Императорской Публичной Библиотеки в С.-Петербурге: Walther, "Les Elzevir de la Bibliotheque imperiale publique" (1864, также по-немецки).

И еще немного..

Вернемся к истории книгопечатания, чтобы проследить дальнейшие издания Нонна Панополитанского. В XVII веке центр книгопечатания перемещается из Италии и Франции в Голландию. И здесь первенство принадлежит издательскому и книготорговому дому Эльзевиров, просуществовавшему свыше 130 лет. Основателем династии был Лодевик Эльзевир, ученик Плантена, подмастерье, переплетчик, затем книготорговец и печатник. В истории эльзевировских книг выделяют лейденский тип изданий (30-40-е годы) и амстердамский (50-70-е годы). Первый период связан с именами Бонавентуры и Абрагама, а второй - с именами Даниэля и Лодевика-младшего, а также Иоганна Эльзевиров. Книга, о которой пойдет речь, издана в типографии Бонавентуры и Абрагама Эльзевиров, Лейден, 1627. Но автором на титульном листе обозначен Даниэль Гейнзиус, а парафраза (метафраза) Нонна Панополитанского как бы спрятана внутри. Чтобы прояснить ситуацию, приведем полный перевод латинского текста на титуле. Названия трудов в духе времени были весьма подробными. Итак: "Даниэля Гейнзиуса СВЯТОЙ АРИСТАРХ, или Комментарии к переложению Евангелия от Иоанна НОННА. В первой части которых исследуется перевод, во второй - перевод сравнивается со Священным Писанием: в обеих частях объясняются многие места С. Евангелиста. Далее приводятся тексты Нонна и С. Евангелиста; затем три указателя, один - Сильбургия к Нонну Греческому, другие - к Аристарху; на греческом и на латинском языках..." После этого следует типографский знак Эльзевиров: вяз, увитый виноградом, под ним философ, который срывает виноград. Латинский девиз: "NON SOLUS" (Не одинок). И то, что мы называем теперь выходными данными.

В книге "Эльзевиры" (Москва, 1975) можно увидеть гравированный портрет Даниэля Гейнзиуса, "библиотекаря и профессора политических наук" (1580 - 1655). Выдающийся голландский филолог, историк и поэт, он на протяжении многих лет сотрудничал с книгоиздательством Эльзевиров. Именно он определил структуру большинства изданий римских классиков. Особое внимание он обращал на текстологическую сторону книги, так что комментарии и справочный аппарат занимали у него не менее четверти объема. Прообразом этого ряда изданий и является комментарий к переложению Нонна, то есть обширный филологический и богословский труд с параллельными текстами на древнегреческом и латинском, со специальными комментариями на латинском. Еще раньше, в 1605 году, в Ганновере вышел в свет латинский перевод поэмы Нонна "Деяния Диониса", выполненный профессором поэзии Ростокской академии Эйлхардом Любином, также с параллельными текстами. Эта книга (в ней 1400 страниц), хотя мы говорим о ней в конце, занимает хронологически срединное место в трилогии Нонна Панополитанского.

 
 
 
C днем всех влюбленных!
400 радостных проектов!
День рождения с прибавлением
Снова с Новым Годом!
Офисный БАРдак
Все новости
Все работы
 

Тел.: +7 (926) 236 1339,
+7 (495) 917 2962
E-mail: info@marika.ru
м. Курская

Схема проезда

 
 
Участник рейтинга Тэглайн 2010